«Можно быть счастливым при любых обстоятельствах»

Наталья Стремитина – человек многих талантов. Она публицист и прозаик, юморист и поэт. Критики называют ее творчество одним из самых оригинальных явлений современной русской женской прозы. При этом Наталья Стремитина – не только литератор, но издатель, музыкант, продюсер, пропагандист русской культуры в Отечестве и за рубежом.

Можно ли современному писателю доверить волшебную палочку или это совсем другая профессия?

Вы хотите сказать, могут ли современные писатели совершить грандиозные открытия или менять психологию людей? Короче, создавать новые Вселенные…

Я думаю, что могут. Пример — братья Стругацкие… и современное фантастическое кино…

Говорят, что у кошки девять жизней. А сколько жизней у писателя? Как нужно написать, чтобы читателю достаточно было прочесть, а не пережить в реальности? Но при этом – получится прочувствовать. До дрожи, мурашек по коже, бессонной ночи и долгого послевкусия…

Сравнивать писателя с кошкой – это интересная аналогия, но поскольку в Египте кошки признавались священными животными…

Могу сказать, что человек талантливый развивается постоянно, он открывает для себя что-то новое всю свою жизнь. Поэтому проживает много жизней, но не всегда девять. Что касается читателя, то не все зависит от текста, способность сопереживать – это тоже талант. Кому как повезет…

Н_Стремитина 1

Изменилась страна, изменились люди, изменилась обстановка. Изменились книга как явление, само отношение к ней. Как с вашей точки зрения выглядит эта перемена?  Как по-вашему, писатели вымрут, мутируют, превратятся, как в древности, в рассказчиков на пирах и площадях? Или — станут кем-то другим?..

Многие умные или прыткие люди научились пользоваться интернетом. Они записывают свои монологи, приглашают на встречи в сети. Современный писатель должен активно пользоваться этими методами, и рассказывать о том, что может быть интересно другим людям. Не важно в какой форме твои мысли дойдут до любознательного человека. Эразм Роттердамский написал свой трактат «Похвала глупости» в 15 веке. И в наше время есть люди, которые не совсем понимают, что с ними происходит – им нужна поддержка умных людей. Книга может быть лекарством от глупости…

В жюри конкурса Русского романса в Кинешме. 2014

В жюри конкурса Русского романса в Кинешме. 2014

Не будем зависать в настоящем. Итак, представим себе, что на дворе какое-то июня 2099 года и вот перед юбилейным годом вышла книга (конечно, уже с дополненными образами) о культуре XXI века. Чтобы вы хотели там о себе прочитать? И как вы к этому готовитесь?

Я думаю, через сто лет – тексты будут голограммой, которую можно будет открыть в любом месте: Будет на руке маленький приборчик, да уже есть компьютер-часы. Это будет твоя библиотека, кроме того люди смогут перемещаться из одного века в другой, и при этом оставаться невидимыми и недосягаемыми. Конечно, бумажная литература будет только в музеях, чтобы там побывать придется лететь на ракете, поскольку они будут вращаться вокруг Земли.

Что есть такого в театре, что нет в других искусствах? Итак, второе десятилетие третьего тысячелетия. «Гул затих…» С чем выйти на подмостки?

Театр останется, поскольку живое присутствие актера не может сравниться ни с голограммой, ни с экраном кинозала. Театр выдержал конкуренцию с самым простым источником информации и культуры – с телевизором. Мне кажется, что театров будет больше, и они будут еще более разнообразны. Театр будет носителем языка, поэзии и живописи, костюмы и пластика актеров, которые умеют и танцевать, и петь, и философствовать или смешить публику – он будет самым любимым зрелищем для людей нового века.

Москва. 1989

Москва. 1989

Можно ли представить себе не столь отдаленное будущее, в котором практически каждом жилом доме существует любительский театр, играя в котором по выходным соседи решают свои меж личностные проблемы и конфликты?

Да, вы правы, я как раз это так себе и представляю. Люди будут более раскованы, и артистизм будет присущ каждому человеку.  Актерские навыки будут в программе обучения детей с самого раннего возраста.

Какую из своих пьес вы хотели бы увидеть на сцене и почему? В каком стиле она должна быть поставлена?

До перестройки мне удалось побывать на многих семинарах драматургов в Дуболтах, в Малеевке. У меня было написано, но не поставлено много одноактных пьес, но «Записки из подвала» это очень актуальная вещь, поскольку многие сильно идеализируют жизнь на Западе. Никакие удобства европейского образа жизни не заменят тебе родной язык и дружбу и просто общение с русскими людьми.  Первую книгу «Приключение Тела», в Вене я написала в 1994 году, в 1995 году она была напечатана в Москве. Мне помог издать её известный критик Виталий Пацюков, в заманчивом предисловии он назвал меня европейским писателем. Елизабет Пухер, австрийская переводчица, перевела повесть «Записки из подвала» из этой книги на немецкий язык, причем, совершенно бескорыстно. В 1998 году повесть «Записки из подвала» получила австрийскую литературную премию «Schreiben zwischen den Kulturen, 98». В 2004 году я сделала из этой повести пьесу. В ней рассказывается о том, как чувствует себя героиня в другой стране, если она попадает туда не по своей воле, а в силу обстоятельств отнюдь не из приятных. Надо заметить, что большинство русских за рубежом, сильно отличаются от тех, кто живет в России. Для человека, связанного с культурой, быть за кордоном – большое испытание.

стремитина1

Сравните культурную жизнь двух столиц — Москвы и Вены. Что вас привлекает в каждой из них?

В Вене много оперных театров и два самых известных концертных зала – знаменитый Musikverein. В первые годы я восхищалась этим залом. А спустя десять лет, посмотрела внимательней на обнаженные до пояса «золотые» фигуры, которые опоясывают весь зал, и мне стало смешно. Да ведь это не царство музыки, а роскошный бордель…Наша консерватория – это строгое красивое здание без капли пошлости с бюстами великих композиторов.

"Мы с мужем  три года были   представителями фонда Спивакова". Концерт талантливых детей в Вене. 2001

«Мы с мужем три года были
представителями фонда Спивакова». Концерт талантливых детей в Вене. 2001

Здание венской Оперы, конечно, прекрасно. А потом узнаешь, что архитектора венской оперы его собратья по цеху довели до самоубийства…

Культурная жизнь Вены очень разнообразна: от симфонических концертов классической музыки до варьете самого низкого пошиба. Как и в России звезды современного рока собирают огромные стадионы, билеты стоят в 10 раз дороже, чем концерты классической музыки — грохот стоит такой, что можно полностью потерять слух.

Поскольку Москва во много раз больше Вены, то можно сказать, что культурных событий в ней гораздо больше. А что касается театра и музыки, музеев и библиотек, то в Москве всё происходит значительно интенсивней и талантливей, и это меня очень радует.

Мой муж несколько лет вел врачебную практику, и мы познакомились с некоторыми представителями высшего общества австрийской аристократии– это очень приятные интеллигентные люди, которые совершенно не демонстрируют свое высокое происхождение, хоть и живут во дворцах…

Сейчас я могу сказать, что люди отличаются друг от друга не национальностью и языком, а уровнем культуры. Но мне, конечно, интереснее общаться с русскими людьми, но в России. Они как бы сохраняют свою самобытность, а те русские, кто живёт в Вене или в других странах, теряют что-то существенное. Радостную бесшабашность, легкомыслие, энергию бежать куда-либо, сломя голову- это одна из самых привлекательных черт характера русского человека. Это прежде всего отсутствие страха перед жизнью.

Есть место на планете, где бы хотели (но пока еще нет) провести свой творческий вечер? И что бы было в программе?

Пока мне удается выступать в Варне (Болгария), в Риге, где была напечатана моя книга «Философ» и где у меня есть много поклонников. К тому же там впервые была напечатана моя статья «Кому нужна умная женщина», за которую меня выгнали из газеты «Неделя», где я работала на договоре. Именно это событие в 90-е годы позволило мне без сожаления покинуть Москву. Я часто бываю в Праге, там очень много русской интеллигенции, есть интересные друзья, и там меня знают, как поэтессу. Конечно, я мечтаю выступить в знаменитом книжном магазине в Москве на Новом Арбате, или в «Библио-Глобусе», но для этого я пока мало известна читателям и критикам.

Что вы цените в отечественной провинции?

После концерта. 2016, Вена

После концерта. 2016, Вена

Мне удалось побывать с концертами и выступать в Вологде и Череповце, в Нижнем Новгороде и Ульяновске. Я была в замечательном городке Кинешма на конкурсе «Русского романса», которые организовывает певец и общественный деятель Надир Ширинский. Русская провинция – это искренние, увлеченные люди. Это большие залы, полные неравнодушной публикой.

Чему и кого вы хотели бы научить?

Наверно, мне надо открыть блог, где я постараюсь объяснить скептикам и пессимистам, что можно быть счастливым при любых обстоятельствах. Ведь в юности, когда я была мамой-одиночкой и жила порой на рубль в день с маленьким сыном в общей квартире без телефона, меня спасала Музыка и книги. Не деньги надо копить, а мудрость – только способность анализировать, витать в облаках, уметь наслаждаться Красотой Природы, может сделать вашу Жизнь наполненной и прекрасной. Но само-собой это не приходит, надо «искать, дерзать и не сдаваться» уже не помню точно, как это сказано у Катаева в его прекрасном романе…

Как все ваши – литератор, издатель, музыкант, продюсер, пропагандист русской культуры, основатель и руководитель объединения «Новые имена» в Вене — уживаются и сочетаются между собой?

На этот вопрос отвечают мои фотографии, где я веду концерт, выступаю со своими текстами, играю на фортепиано, гуляю со свои псом, пропагандирую музыку моего мужа, собираюсь на бал. Жаль, что я не нашла фото, где я скачу на лошади и спускаюсь с горы. Каждый человек может очень многое успеть в жизни- главное уметь ценить своё Время. Убеждена в том, что мыслящий человек, даже если это женщина, может быть во многих сферах талантливым и успешным.