Иран, Британская империя и Индия

босВо время Второй мировой войны на иранской территории в составе войск Британской империи были индийцы, в основном сикхи, раджпуты, маратхи и гуркхи, уроженцы северных, западных штатов и Бенгалии. Первоначально в основном брали (эта индийская армия была наемная, но де-факто, по заключенному в ноябре 1939 года соглашению между британским правительством и колониальной администрацией Индии о распределении между метрополией и колонией расходов по содержанию англо-индийской армии, именно Индия несла расходы по их обеспечению и вооружению) представителей индуистских «воинских» и земледельческих каст, а позже, когда количество индийских военных во Второй мировой войне в разы увеличилось, то стали брать мусульман и представителей других каст. Британская империя в тот период была самой крупной по размерам державой, но каждый четвертый солдат империи, сражавшийся с нее врагами, был выходцем из Индии. Помимо этого, были еще несколько сот индийских княжеств, владыки которых сформировали свои подразделения или по-другому помогали в борьбе против стран Оси.

В Британской индийской армии индийцы не могли командовать англичанами (но могли быть командирами своих подразделений), и поэтому большинство индийцев было рядовыми или младшими офицерами (которых к началу Второй войны было менее пятисот, при общей численности армии, составлявшей сто девяносто пять тысяч человек). К тому же индийцы в армии получали жалование в 4-5 раз меньше, чем англичане, поэтому в одной из поданных индийским военнослужащими петиций к командованию была высказана претензия: «вы платите английскому солдату 75 рупий, а индийскому всего 18».

При этом большинство летчиков были англичанами (к началу войны – и среди артиллеристов, на всякий случай, помня о восстании сипаев), а на долю индийцев часто оставалась служба в пехотных и кавалерийских частях, которые англичане первыми отправляли в бой, хотя многие индийцы отличились в сражениях Второй мировой войны.

Но британская администрация в Индии летом 1941 года использовала индийские подразделения в Иране не только из-за быстроты и удобства переброски войск на иранскую территорию, но и потому, что вооруженное участие индийцев в борьбе против стран Оси опровергало нацистскую пропаганду, которая на Востоке повсюду обвиняла Британскую империю в насаждении белого колониализма, в отличие от Третьего рейха, обещавшего освободить восточные державы, и готового поддержать «национальные движения».

Индийских военнослужащих англичане старались постоянно держать под контролем, тем более за пределами Индии, в том же Иране. Британцам были не нужны солдаты-вольнодумцы. Капрал-сикх, чьи родители когда-то были членами Индийской компартии, и воспитанный в левых убеждениях, хотел сбежать в СССР, но представители органов НКВД в Иране, опасаясь, что это хитрая провокация британских спецслужб, вернули его англичанам. Помимо этого, было еще два случая бесследного исчезновения индийских солдат на английской зоне иранской территории, и также несколько индийских военнослужащих были отправлены обратно в Индию — за высказанную в своих разговорах нелояльность и симпатии тем, кто боролся с англичанами («вцепившимся в Индию»). После того, как 3 сентября 1939 года Индия была воюющей стороной, британская администрация приняла закон «Об обороне Индии», наказывающий за «преступления против обороны страны».

Помимо воинов, на иранской территории были индийцы-строители, техники и инженеры, санитары — выходцы из сикхских, раджпутских и индуистских семей. В Иране в этот период из-за верховенства англичан эти индийцы занимали невысокое служебное положение, использовались на тяжелых работах. В то время многие из представителей средних сословий Индии могли попасть на иранскую территорию только с согласия английской администрации в Индии, сделать карьеру на чужбине, заняв невысокие административные посты в английской администрации на иранской земле в 1942-1945 годах

Помимо людей, Индия поставила на иранскую территорию продовольствие – как для индийцев, так и для местного населения, уже в конце августа 1941 года появились публикации об отправке шестидесяти тысяч тонн индийского зерна в Иран, а затем – о прибытии грузовиков с продовольствием из Индии.

Одна из самых недооцененных фигур в истории Индии XX века, Субхас Чандра Бос до сих пор привлекает внимание историков и вызывает многочисленные споры, есть и сомневающиеся — являлся ли бывший вождь Индийского Национального Конгресса настоящим патриотом своей страны. Стоило ли ради борьбы с англичанами вести переговоры с руководителями Германии и договариваться с японцами?

Чандра Бос считал, что настало время покончить с британским владычеством, и одним из вариантов — отправка через иранскую территорию индийцев, способных поднять восстание в самой Индии. Но Британия цепко держала свою жемчужину… О созданной им армии, с помощью которой он планировал освободить Индию, можно узнать в музее Чандра Боса, находящемся в Колкоте (прежней Калькутты, столице штата Бенгал).

Случайно ли в результате очередного официального расследования, проведенного к 70-летию предполагаемой смерти Чандра Боса было озвучено, что документы были смыты водой и их съели мыши? Причем это не шутка, учитывая, что большинство индийских бумажных документов, содержащихся в обычных папках на стеллажах архивов, действительно не раз пострадали от наводнений и грызунов.

За годы до Второй Мировой Войны он отчетливо предчувствовал предстоящие события, потому что обладал незаурядными способностями политика. В составе новой фракции и будучи заметным лидером, Чандра Бос посвятил себя оппозиционной борьбе с самыми влиятельными сторонниками Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру в Индийском Национальном Конгрессе. А народ всех регионов Индии признавал его самым бескомпромиссным борцом с британским империализмом. О нем говорили, что везде, где бы он бы ни появлялся, всюду его с восторгом приветствовали многотысячные толпы людей, встречая с традиционными цветочными гирляндами – принятым в Индии знаком особого уважения.

Являясь бенгальцем по происхождению, он родился в штате Орисса, по характеру был очень мобильным (учитывая, что по своему менталитету жители Индии больше, чем европейцы были привязаны к дому, к своей нише в обществе, касте, традициям, обязанностям, и пр.), и вероятно, это также повлияло на его мировоззрение и понимание необходимости единства.

Ранее против попыток прославления Чандра Боса выступала британская администрация в Индии (прежде активно желавшая продержать его в тюрьме как можно дольше, а именно до конца войны), позже — ряд политических сил, имевших с Босом и его точкой зрения, конфликты и разногласия. Неслучайно Боса сравнивают с Гарибальди, называют индийским Троцким, и «отцом индийской революции», он выступал против религиозного раздела индийцев, остро понимая проблемы разобщенности и как это влияет на борьбу за свободу. Многократно собираемые комиссии по расследованию гибели Чандра Боса и обращение к главам других государств (России, Германии, Японии) с предложением рассекретить касающегося его информацию (если она у них имеется), напоминают историю с делом Рауля Валленберга в Европе, начало которой почти совпадает по времени с «исчезновением» Боса. Но многие документы, в том числе касающиеся его отношений с советскими вождями, так и не опубликованы и даже неизвестны.

Арти Д. Александер

Источник фото