Между львом и аэропланом

ар деко украшениеВ 1935 году древняя Персия стала официально называться Ираном. Принявший это решение правитель — Реза-шах — обратился в Лигу наций с просьбой отныне использовать в названии своей страны не «Персию», как раньше, а «Иран». Название Иран использовалось во времена Сасанидской империи – Иранской империи. Ряд источников относит название Иран во времена государства Ахеменидов.
Реза-шах заявлял своим подданным, что во славу родины нужно воздерживаться от того, чтобы покупать и носить одежду иностранного происхождения. «Иранец должен использовать ткани иранского производства, — описывал тогдашние настроения журналист Рышард Капущинский в книге «Император. Шахиншах». — Галстук должен быть сделан в Йезде, а не в Европе… Женщины должны отбросить чадру и наряду с мужчинами появляться в обществе. Отменяются титулы- такой-то ад-доуле или такой-то ас-салтане. Вместо титула нужно выбрать фамилию семьи. Вывески магазинов должны оформляться на персидском языке, а не на европейских. Дружеские связи с сотрудниками иностранных посольств есть своего рода измена…».
Помимо этого, проводя реформы, шах повелел отменить ношение традиционных национальных костюмов, вызвав массовые возмущения в кочевых племенах, для которых сформировавшийся поколениями костюм и головной убор на протяжении столетий были узнаваемым знаком их этнической идентичности.
Энергичную вестернизацию всей жизни и наиболее тесно затрагивающей любого человека повседневности планировалось сочетать со столь же энергичным продвижением собственных товаров и предметов роскоши. По части роскоши персидская традиция во все времена могла дать Западу сто очков вперед, но Реза-шах хотел одновременно на равных играть с Европой на поле ее традиции. Мол, мы не перенимаем моду у вас, эта одежда такая же наша собственная, как и у вас. Отсюда резкие запреты на традиционные головные уборы – все должны носить европейские шляпы. Фетр для их изготовления может быть и местным, и должен быть таковым, но главное облик, облик! Персия не отсталая страна, не азиатская глубинка! Способность носить костюм-тройку, шляпу «федора» или пальто «труакар» отныне вовсе не отличительная черта коренных уроженцев Европы. Мода на традиционную одежду, на заимствования из нее, уже дает себя знать в фантазиях лучших модельеров, пока еще только все в той же Европе, где расцветает стиль ар-деко. Но в Иране игра под девизом «мы ничуть не хуже» пока еще идет в рамках европейского костюма».
Стиль ар-деко, сам по себе, был связан с Ираном намного теснее, чем просто периодические приступы моды на восточную экзотику. Мода на экзотические восточные штуки в Европе возникала и раньше, достаточно вспомнить стиль «шинуазри» или огромное число портретов европейских дам в кимоно. Но в ар-деко восточные мотивы заняли важное ключевое место. Для Ирана начало эпохи ар-деко практически совпало с началом ускоренной модернизации, которую подстегивали амбиции нового правителя.

А в таком смысле стиль был хорош – и красочен, что особенно шло всевозможным прикладным изделиям, и державно грандиозен в архитектуре. И во всём демонстрировал острую техногенную актуальность. Это был сверхсовременный стиль, но он на равных с аэропланами включал древние мотивы. Причем, это были мотивы, пришедшие из Месопотамии, то есть с земель древней Персидской державы. Там как раз тогда начались серьезные археологические изыскания. И вот тяжелые, грозные и одновременно изысканные очертания вавилонских арок, мостов и башен, текуче-хищные силуэты львов и пантер, настигающих добычу, — всё это, давно укоренившееся в персидской традиции внезапно стало мировым трендом. Иран в этом аспекте вдруг оказался законодателем всемирной моды, её источником.

Ольга Шатохина

Источник фото