Наталья Стремитина. Записки из подвала, или дневник практичной женщины

записки из подвалаСборник произведений современной писательницы, чьи первые книги увидели свет еще во времена СССР, производит на всякого читателя сильнейшее впечатление, настолько тут высока концентрация одновременно и интеллектуальных размышлений, и ярких живых эмоций. Автор виртуозно смешивает черты разных жанров и стилей. Не зря видный литературный критик Виталий Пацюков еще в 1990-х говорил о ее творчестве: «…оно раскрывается в самых разных жанрах от мини-автобиографического романа до проникновенных афористических новелл, от философской притчи до документальных свидетельств своей «одиссеи» в Австрии, соединяя высокую поэзию и аналитическое исследование».

В книге разворачиваются одна за другой объемные жизненные картины — поиски счастья, обстановка повседневного интеллигентского бытия последних советских (и первых постсоветских) лет или осознания себя в новой реальности совсем другой страны. Там немало хорошего, в этой прекрасной Австрии, вот только жизнь по соседству (относительному, но всё же) с легендарной Венской оперой приходится начинать почти с нуля. Зато и радоваться самой маленькой перемене к лучшему получается намного острее.

Героиня повести с автобиографическими мотивами, в честь которой названа вся книга, работает в венском доме престарелых – в самом настоящем подвале, поскольку прачечная, где она трудится, расположена именно там. И даже в такое, казалось бы, совсем не романтической деятельности можно найти и красоту, и поэзию, и смысл. «Однако нынче мои зрители — безгласные вещи. Они покорно лежат стопками разных цветов, а у меня очень мало времени, чтобы оказать им достойное внимание. Для меня это всего лишь ПОТОК вещей. Разбираю новую порцию подарков от богатых родственников и беру в руки хорошенькое платье в горошек, вижу маленький разрыв по шву. Сразу вопрос: выбросить или зашить? Нас вечно окружают гамлетовские сомнения! А работы всего на пять минут, вот только сегодня срочно нужны тряпки на кухню, а платьев здесь хватает, к тому же пришлось бы менять нитку в швейной машинке, а ещё столько неотложных дел… вот и летит это совсем «юное» платье в пакет погибших вещей. Скоро я его безжалостно искромсаю большими ножницами на тряпки: в рубашках я избавляюсь от воротничков и манжет, а платья режу на правильные квадраты».

А какие реалистичные и одновременно трогательные, душевные портреты жителей того самого обиталища предстают на страницах книги! Сколько надо любви, причем без всяких иллюзий, чтобы усмотреть приметы яркой индивидуальности, даже если она осталась в прошлом, а сейчас сохранилась лишь тень, и запечатлеть их несколькими умелыми штрихами. «Возраст жителей нашего Дома колеблется от 80 до 103, а наша ветеранша, фрау Виммер, в свои 103 года сама приходит на завтрак в столовую, чистоплотна и опрятна, но самое удивительное — она сохранила неизменную доброжелательность в общении с персоналом и соседями. Это качество у старичков после 85 лет встречается крайне редко… Но люди культурные, интеллигентные сохраняют здравый ум, несмотря ни на что. Вот, например, фрау доктор Хаббер. Ей всего-навсего 92 года, а она живо интересуется всем, что происходит в мире, читает газеты, обсуждает политические и научные новости, пишет письма в разные концы света своим бывшим коллегам… Услышав, что я неплохо играю на фортепиано, она даже пыталась найти мне учеников, чем растрогала меня до слёз».

Но кроме прекрасных наблюдений за человеческой природой и метких жанровых зарисовок в книге есть и великолепные психологические коллизии, пылкая любовь и естественная как дыхание свобода чувств и мыслей.