Мифы, звери, люди

скульптура игоряВ выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) с 10 по 28 апреля 2019 пройдет выставка произведений члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации Игоря Александровича Козлова (1952-2012). В экспозиции представлено около 40 скульптурных произведений мастера.
И.А. Козлов принадлежит к поколению художников, активно вошедших в художественную жизнь в 1980-е годы. Он сразу заявил о себе как о большом мастере, обладающего острым чувством современности, способном утверждать свое творческое видение, создавать запоминающиеся целостные значительные образы как в станковой, так и в монументальной скульптуре. С равным успехом он работал в бронзе и дереве, граните и мраморе, многих других материалах, раскрывая в своих оригинальных произведениях глубину мировоззрения и яркость индивидуальности, собственный пластический почерк и универсальность.

Игорь Александрович окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина (1972г.), а затем Московский государственный художественный институт им. Сурикова (1982 г.), где учился у советского скульптора, народного художника СССР М.Ф. Бабурина. Принимал участие в воссоздании Храма Христа Спасителя, создал памятник известному ученому Карлу Фуксу (1776-1846) в Казани, памятник, посвященный 60-летию победы в Великой Отечественной войне (Екатерининский сквер, Москва), памятник на русском кладбище в г. Йер (Франция), памятные доски летчику-испытателю Галлаю М. Л., генеральному авиаконструктору Яковлеву А. С., авиаконструктору Глушко В. П. и другие.
Скульптор неоднократно участвовал в международных конкурсах и симпозиумах по скульптуре в разных странах – Армении, Югославии, Германии, Турции, России. В 1986 году он был награжден серебряной медалью Российской академии художеств, в 1988 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
Диапазон тем и жанров, к которым на протяжении всех лет творчества обращался Козлов, чрезвычайно широк. Это мифологические, библейские и евангельские темы и образцы. Исследователи отмечают интерес скульптора к архаике и древнегреческой мифологии, скифской пластике. Вдохновляясь древними и священными образами, он создавал произведения, в которых ощутима увлеченность архаическим искусством. Он добивался такого эффекта, чередуя статику и динамику, плотно сбитую пластику и пространственные разомкнутые построения. Это характерно для произведений 2000-х годов, среди которых «Воин», «Каин и Авель», «Подвиг Геракла», «Христос в пустыни», серии «Лики Ареса» и «Античный мотив».
Высокий профессионализм автора и чувство материала проявляется в жанровых композициях. В таких работах, как «Степняк» и «Мальчики» Козлов строго подчиняет внешнюю форму внутреннему замыслу.
Немаловажное место в творчестве Козлова занимает анималистика. Рыбы, птицы, домашние и дикие животные являются для него своеобразными носителями живой изменчивой пластики, позволявшими искать новые повороты формы, обращаться к разным материалам и технологиям. Подлинная жизнь воплощена в таких работах, как «Волк», «Чайка», «Коза».
В минималистской манере решены пейзажи и натюрморты скульптора: это «Деревенский пейзаж» и другие безымянные деревянные, бронзовые и гипсовые импровизации.