Код «Красный»

коод красный18 апреля в прокат выходит фильм «Код»Красный».  В основе картины лежит реальная история советской разведчицы, которая предотвратила Третью мировую войну. Британская разведка долгие годы гонялась за ней, ее имя стало легендой, о ее подвиге мы узнали только сейчас, когда был снят гриф секретности. Это фильм Тревора Нанна (режиссера лондонских постановок мюзикла «Отверженные», фильма «Двенадцатая ночь или что угодно») по сценарию Линдсэй Шаперо («Жёны королевских особ на войне», «Энид»), основанному на одноимённом бестселлере Дженни Руни. Продюсер фильма – лауреат премий BAFTA и Американской киноакадемии, Дэвид Парфитт («7 дней и ночей с Мэрилин», «Влюблённый Шекспир»), студия Trademark Films. Сопродюсеры – Айван Мактаггарт («Ван Гог. С любовью, Винсент», («7 дней и ночей с Мэрилин»), студия Cambridge Picture Company, и Элис Доусон («Ярди», «Вечеринка»).

Главные роли исполняют неоднократный лауреат премии Американской киноакадемии за лучшую женскую роль Джуди Денч («007: Координаты «Скайфолл», «Влюблённый Шекспир») и Софи Куксон («Цыганка», «Kingsman: Секретная служба»), исполнившие саму «Красную» Джоан. Стивен Кэмпбелл Мур («Дитя во времени», «Прощай, Кристофер Робин») – в роли Макса, профессора физики и наставника юной Джоан; Том Хьюз («Виктория», «Лондон-таун») – в роли Льва, молодого коммуниста и первой любви юной Джоан; Бен Майлз («Корона», «Женщина в золотом») – в роли сына Джоан и адвоката Ника; и Тереза Србова («Чернильное сердце», «Порок на экспорт») – в роли однокурсницы Джоан по Кембриджскому университету дополняют список.

Джоан Стэнли вышла на заслуженный отдых и встречает новое тысячелетие в тихом британском пригороде. Ее размеренную жизнь внезапно нарушает арест. MI5 предъявляет ей обвинение в предоставлении разведданных Советскому Союзу.  

…1938 год. Джоан учится в Кембридже на физика, там же она влюбляется в молодого коммуниста Льва Галича и благодаря ему начинает совсем по-другому смотреть на окружающую действительность. Работая на сверхсекретном ядерном предприятии во время Второй мировой войны, Джоан понимает, что мир стоит на грани полного взаимоуничтожения. Ей придется сделать невероятно сложный выбор между предательством своей страны и ее спасением.

Прототипом героинь Софи Куксон и Джуди Денч стала Мелита Норвуд (англ. Melita Norwood), агент советской разведки, которая 40 лет передавала Советскому Союзу секретные документы, связанные с британской ядерной программой. Ее отцом был латышский политэмигрант большевик Александр Сирнис, а матерью – англичанка, активистка женского социалистического движения. По данным газеты Independent, Мелита Норвуд с 1937 по 1971 год передавала информацию СССР. В это время она была секретарём главы Британской ассоциации исследований цветных металлов, работавшей над ядерными технологиями. Мелита Норвуд передавала данные СССР под псевдонимом «Хола». Она согласилась работать только по идейным соображениям, категорически отказываясь от любого материального вознаграждения. Имя Норвуд стало известно лишь в сентябре 1999 года, когда лондонская Times вышла с большой фотографией Мелиты на первой полосе и статьей, в которой сообщалось о ее работе на разведку СССР. Журналисты узнали об этом из только опубликованной книги «Архив Митрохина: КГБ в Европе и на Западе», авторами которой были профессор Кембриджского университета Кристофер Эндрю и бывший сотрудник КГБ Василий Митрохин, бежавший в Британию.

Режиссер Тревор Нанн рассказывает о фильме: «Основанный на реальных событиях «Код «Красный» – это фильм о необъятной проблеме. Для нас невероятная честь, что Джуди Денч сыграла пожилую Джоан. Никто другой не смог бы более осязаемо и достоверно изобразить женщину перед лицом сложнейшей нравственной, человеческой, политической, личной и интеллектуальной проблемы. Её страстное признание – кульминация фильма. Нам также крупно повезло, что Софи Куксон сыграла роль Джоан в решающий отрезок ее жизни: от восемнадцатилетней первокурсницы до зрелой учёной на пороге своего тридцатилетия. Этот период ознаменован эмоционально насыщенными отношениями с мужчинами, комичными ситуациями, физической опасностью и щекочущим нервы шпионажем. Главной темой фильма является то, что Джоан соглашается шпионить не потому, что увлекается коммунистической идеологией, а потому что ее приводят в ужас бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, и она хочет, чтобы в будущем такое никогда не повторилось. Если у всех стран будут одни и те же секреты, считает она, жить в мире будет безопасней. Кроме того, совершенно очевидно, что никто не замечает исходящей от нее угрозы, потому что она женщина. Эта мысль пронизывает весь фильм: в то время женщины служили неприметным фоном, их игнорировали, они терялись в тени, благодаря чему их без труда можно было вовлечь в шпионаж и, как знать, во что ещё. Я сделал для себя невероятные открытия. Я ничего не знал о том мире Кембриджа, но, например, прекрасный колледж Ньюнхем окончило множество умнейших женщин, получивших при этом лишь сертификат. Им не присваивали ученую степень, как мужчинам. Поразительно. И ситуация изменилась только после окончания войны».