Пол Мидлер. Плохо сделано в Китае

плохо сделано в китаеСборник увлекательных историй, написанных автором, изучавшем в американском университета китайский язык и историю, и затем проведшим несколько лет в Китае. Мидлер консультировал американцев и европейцев в налаживании отношений с китайскими партнерами. В тексте уделено внимание китайским уловкам и уверткам, особенностям взаимоотношения китайцев с оппонентами,  стратегии и тактике переговоров.
Так южно-китайские производители на встречах со своими западными деловыми партнерами часто изо всех сил старались вывести их из равновесия, умело оказывая на них эмоциональное давление, чтобы получить наилучшие условия сделки. Это вполне соответствует старинной китайской поговорке —  «Хунь шуй мо юй» — «Замути воду, а потом уже пытайся нащупать рыбу».
В книге подробно рассказывается о разнообразии китайских подделок – с древних времен до наших дней, когда скорость изготовления массового изготовления подделок (от шампуней и одежды до технических новинок), поражает западных производителей. Но мастерски сделанные под старину китайские подделки попадают – как оригиналы — крупнейшие западные аукционы, где выставляются предметы антиквариата из Европы и других территорий.
Мидлер подробно описывает китайские традиции и своеобразие цивилизации. «Китай был аграрной страной. На протяжении тысячелетий ее крестьяне боролись с наводнениями и засухами и голодом, который те приносили. Британский историк Р. Х. Тоуни (R. H. Tawney) писал, что жизнь крестьян была настолько опасна, словно они жили, стоя по горло в воде, и любое волнение на поверхности поды грозило унести миллионы жизней. Китайские фермеры научились использовать каждый клочок земли и постоянно искали новые способы повысить эффективность своего труда.
Марк Элвин (Mark Elvin), другой известный историк, выдвинул теорию, объяснявшую, почему индустриальная революция не состоялась в Китае. Он предположил, что крестьяне настолько умело использовали мелкие хитрости для повышения производительности, что не испытывали потребности в создании и совершенствовании машин, которые могли бы заменить ручной труд. Он назвал этот феномен «преимуществом отсталости».
Удивительно, как мало изменилась психология китайцев, когда страна перешла от сельского хозяйства к экспортному производству. Владельцы предприятий так же старались выжать из своих клиентов все, что могли. Хотя им не угрожали природные бедствия, они все равно вели себя так, словно их единственной целью было продержаться этот сезон».
До сих пор в Китае существует выражение, которое характеризует недалекого человека – про него говорят,  что он ведет себя как «шу му цунь гуан» — мышь, которая не видит дальше собственного носа.