Взгляд сквозь «нуль форм»

С 24 июля 2018 года по12 августа в выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) пройдет выставка работ члена Московского союза художников, Почетного члена Российской академии художеств, фотографа Бориса Григорьевича Сысоева — «В рамках черного квадрата».

Натта Конышева

Натта Конышева

По задумке автора, каждый фотопортрет, представленный на выставке, имеет определенный формат — повторяет оригинальный размер «Черного квадрата» Казимира Малевича. Зрителям раскроется смысл супрематической «клетки», они станут свидетелями того, как «нуль форм» наполнится конкретным и беспредметным одновременно.

Экспозицию составят более 30 работ, где «в рамках чёрного квадрата» окажутся лица известных художников, поэтов, актёров, деятелей искусства — личностей ставших своеобразными «иконами» своего времени, средоточием современной культуры.

Свой замысел автор поясняет так: «Думаю, не будет большим преувеличением, если скажу, что «Черный квадрат» Казимира Малевича – с одной стороны, самая цитируемая, но в то же время и самая неоднозначная работа начала XX века. В 1915 году Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».

В оригинальной супрематической доктрине художника значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». Помимо этого «нулевое» значение чёрного квадрата заключалось и в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич.

В супрематизме чёрный квадрат на белом фоне означал «нуль», во-первых, потому, что он знаменовал начало беспредметности, а во-вторых — конец традиционного предметного мышления художника. С тех пор квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчёта. Таковым его делал пластический лаконизм. Одновременно квадрат являлся и «нулевым» выражением цвета — чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».

Задумавшись обо всем этом, я решил поместить в «нуль форм» — черный квадрат — своего рода «нуль жизни» — куриное яйцо. И, развивая идею, наполняя смыслом, стал помещать в это пространство сделанные мной портреты художников.

Сначала это были портреты «художников-беспредметников», продолжателей творчества Малевича. Но в ходе споров и обсуждений родилось понимание того, что практически все современные художники вышли из «Черного квадрата», так же как писатели — из «Шинели» Гоголя. Позже появились портреты поэтов, писателей, музыкантов…»