Н.И. Кареев. Город-государство античного мира

город_гос_античРассмотрев точку Аристотеля на государство, и подчеркнув, что города преимущественно создавались войной и торговлей, Кареев переходит к анализу составных частей города-государства и его образования, подчеркивая, что Древний Рим и Афины представляются нам союзами отдельных родов, а деление членов гражданских общин на знать и простонародье древнее самих этих общин.

Одна из глав книги посвящена организации государственной власти и трем политическим силам: единому главе государства, совету старейшин, и народному собранию. Перейдя к рассмотрению сакрального характера древнейшего права и религиозному значению царской власти, ученый делает вывод, что каждая гражданская община имела свою религию, являясь тем самым и политическим, и религиозным целым. Отдельные разделы посвящены положению личности, рабству и пролетариату в античном мире, политически и социальным идеям античной Греции.

Рассматривая разные формы объединения городов-государств в союзы и державы, Кареев подчеркивает роль фактора внешней угрозы, которую играла Персидская держава. «Когда персы в начале IV в. Задумали себе вернуть власть над греческими городами Малой Азии, а те обратились за помощью к Спарте, выславшей для войны с Персией большое войско, персы в самой Греции устроили против Спарты союз – из Афин, Фив, Аргоса и Коринфа. В возникшей отсюда войне счастье стало переходить на сторону Афин, которые даже приступили к восстановлению прежней морской симмахии и новому освобождению малоазиатских греков. Последнее обстоятельство заставило Спарту примириться с Персией и при поддержке Сиракуз вынудить Афины и другие враждебные города принять общие для всех греков условия мира (387 г.).

Этот мир, получивший свое имя от спартанского уполномоченного Анталкида, отдавал Персии греческие колонии в Азии, а в самой Греции делал все города вполне независимыми друг от друга с запрещением устраивать какие бы то ни было союзы».

В главе «Муниципальный быт Римской империи» подчеркивается, что в римской самоуправление городов органично сочеталось с подчинением их единой центральной власти.