«В детективе важнее всего сюжет»

Анна и Сергей Литвиновы — известные современные писатели, работающие в жанре детектива. Авторы нескольких десятков книг, совокупный тираж которых составляет миллионы экземпляров.

литвиновыКак вы вдвоем начинаете работу над книгой? Придаете ли особое значение первому предложению в тексте?

С.Л. Первое предложение определяет многое. Задает ноту на все произведение. Разумеется, оно очень важно. Не случайно, многие первые фразы романов остаются жить в веках. «Он поёт по утрам в клозете» (Олеша).  «Играли в карты у конногвардейца Нарумова» (Пушкин). Или: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина» (Булгаков). Или: «В наше время беда зачастую приходит в виде звонка с самого любимого телефона». Или: «Город родимый – дыра дырой». Два последних примера – Литвиновы.

Что для вас наиболее важно: сюжет или характеры персонажей?

С.Л. В детективе важнее всего сюжет. Но и персонажи, в то же время, должны чувствовать себя внутри этого сюжета естественно, как рыбки в воде.

А.Л. Ещё очень важно, как герои говорят. Опер не должен изъясняться сложносочиненными предложениями. И подростки должны общаться на нынешнем сленге, а не использовать жаргон своих родителей.

Как рождаются персонажи? Могут ли они совершать неожиданные — даже для вас — поступки?

С.Л. В детективах герой должен вести себя так, как ему полагается, и не допускать вольностей. Иначе весь сюжет пойдет насмарку.

А.Л. Но мелкие хулиганства герои – особенно героини! – себе позволяют. Допустим, ей надо в библиотеку идти, а она заглядывает в магазин и покупает красивое (и не слишком нужное) платье.

Вы обычно составляете подробный план и следуете ему или допускаете импровизацию?

С.Л. В детективах особые импровизации невозможны. Сломается вся конструкция.

На долю ваших героев выпадает множество трудностей и бед. Вам их не жалко?

С.Л. Бывает жалко, бывает. Но что делать? Плачем, но пишем.

А.Л. Трудности закаляют характер. Пусть терпят. Тем более, что наш жанр предполагает хэппи-энд.

Чем, на ваш взгляд, отличается современный отечественный детектив от так называемого классического?

С.Л. Современный отечественный, в среднем и массовом своем проявлении, к сожалению, гораздо менее искусный, чем классический. Проще сюжет, примитивней развязка, более плоские герои. О присутствующих мы, естественно, не говорим.

А.Л. В нынешнем детективе – особенно российском – много посторонних элементов. Любовь, измены, ревность, рассуждения, длинные описания. Сложно себе представить подобное у Агаты Кристи или Рекса Стаута. Там все написано по строгим канонам и работает исключительно на сюжет.

Должно ли зло быть обязательно наказуемо?

С.Л.: В книгах, во всяком случае, наших, — да, обязательно.

А.Л.: Но обаятельных злодеев мы иногда жалеем. Например, в одном из романов позволили тяжело больной девушке совершить преступление и скрыться. Но ей все равно пришлось искупать свою вину тяжким трудом в монастыре. Да и украденным она воспользоваться не смогла.

Как бы вы описали главный порок современного человека? А есть ли хорошие черты, которые присущи человеку сегодня?

С.Л. Сегодня слишком много матерятся. Да и вообще – ругаются.

А.Л. Современный человек, на мой взгляд, умеет ухватить суть гораздо быстрее, чем люди прошлого.  И вообще народ стал куда более динамичный. Стремительно меняется мода. События, вместо неспешного потока, летят вихрем. И это мне нравится.

Сейчас у вас сформировалась определенная читательская аудитория. Приступая к очередной книге, вы учитываете ожидания читателей или у вас бывает искушение пойти наперекор им?

С.Л. Да, мы учитываем ожидания – но, в то же время, их, эти читательские предвкушения, следует хоть слегка, да всякий раз обманывать – чтобы люди могли воскликнуть: «Во дают Литвиновы! Ну, накрутили!»

А.Л. Читатели очень давно просят поженить, наконец, постоянных наших героев библиотекаря Надю Митрофанову и журналиста Дмитрия Полуянова.  Мы идем навстречу их пожеланиям. В романе «Десять стрел для одной» девушка получила официальное предложение. В произведении, которое только что закончили, наши герои подают заявления в ЗАГС. Однако при этом условное название нового романа – «Свадьбы не будет».

Важно ли для вас досконально проработать, представить себе обстановку, в которой развивается действие, даже если в готовую книгу будут включены не все детали?

С.Л. — Да! Мы должны видеть внутренним, что называется, взором каждую деталь, включая фасон занавесок на окне.

А.Л. – Лично мне обстановка и атмосфера часто снятся. Утром остается только записать увиденное. Удобнее, конечно, было бы сюжетные ходы видеть, но я рада и тому, что есть.

В романе «Джульетта стреляет первой» вы пишете: «Ведь только-только страна начинала добреть. Не под себя тянуть, но и ближнему помогать стремились. Неважно, ребенку или котенку. Люди искренне, с добрым сердцем, шли в волонтеры. Жертвовали. Ездили в хосписы и детские дома». Как вам кажется, это мода или общественное сознание все же меняется?

С.Л. Да! Люди стараются бескорыстно помогать ближнему – и это одно из немногих бесспорных достижений нынешнего времени.

А.Л. Я рада, что на смену многочисленным мошенникам пришли по-настоящему достойные благотворительные фонды, которым можно доверять.

Что вам помогает сохранять оптимизм?

С.Л. А почему бы его и не сохранять? Дебилы у власти приходят и уходят, а живешь ты здесь и сейчас, другой жизни у тебя не будет, и надо пользоваться этой редкой возможностью.

А.Л. Мне ещё легче. Когда у тебя в доме двое детей и непослушный щенок, смеешься практически непрерывно.

Над чем вы сейчас работаете?

С.Л. Скоро выходит книга «Девушка не нашего круга». В ней действуют новые для нас герои, а сюжет основан на реальных событиях: поимке банды, состоящей из молодых девушек, промышлявших на Юге России кражами автомобилей. Детектив здесь круто замешан на мелодраме, а продюсеры уже обратились с предложениями об экранизации.

Какие остросюжетные произведения среди новинок вам запомнились, и вы рекомендуете их прочитать?

С.Л. Я начал читать новинку Акунина «Не прощаюсь» – как всегда, лихо закручено. И вот не совсем остросюжетное – скорее, даже документальное – о путешествии писателя Стейнбека и фотографа Капы по Советскому Союзу в 1947 году: «Русский дневник». Благодаря редкому мастерству авторов читается лучше, чем любой детектив.

А.Л. Я с удовольствием прочитала роман американской писательницы Тесс Герритсен «Умереть снова». Крови и выпотрошенных внутренностей – не меньше, чем у моего любимого французского автора Жана-Кристофа Гранже, но написано более по-дамски, более куртуазно.

Беседовал Алекс Бертран Громов

Опубликовано на Ozon.ru