Сталин. Цена успеха

сталин цена успеха обл_малаяКакие преобразования проходили в раннем СССР, как он стал одной из ведущих мировых держав и как рождалась новая советская номенклатура, так и не расстававшаяся с властью? Как в СССР боролись с религией и инакомыслящими? О чем и из каких соображений умалчивала советская пропаганда? С кем боролись советские чекисты в стране и за её пределами?

В книге сопоставляются факты из советской и зарубежной истории, анализируется роль прославленных европейских и американских артистов и писателей, побывавших в СССР. Среди малоизвестных эпизодов отечественной истории — появление той самой пропаганды, распространенной в современном мире — антиколониальная и антиимпериалистическая борьба, за которой на самом деле скрываются информационные войны. Описаны деятельность «отца информационных манипуляций» Мюнценберга и сфабрикованные им процессы.

Алекс Громов. Сталин. Цена успеха, феномен пропаганды. – СПБ.: ИД Питер, 2018. 464 с. ISBN 978-5-4461-0853-4

ФРАГМЕНТ КНИГИ:

Драгоценные интуристы

Укрепление личной власти Сталина и судебные процессы над «врагами» сопровождалось расширением контактов с западными странами. При общении с иностранцами в СССР преследовалось сразу несколько целей – советская элита заботилась не только о том, чтобы сформировать на Западе положительный образ державы, но привлечь на свою сторону сочувствующих. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС) классифицировало гостей по степени значимости и числу связей с важными людьми и организациями.

«Необходимость являть миру конкретные образы прогресса стала еще одним фактором, подстегнувшим создание нетипичных для всей системы моделей; в свою очередь, щедрые восхваления со стороны иностранцев укрепляли авторитет учреждений, уже объявленных образцовыми».

Майк Дэвид-Фокс. Витрины великого эксперимента. Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921-1941 годы

ВОКС не только организовывал международные  выставки, но и приглашал делегации профсоюзов и западных компартий, писателей и деятелей искусства, сочувствующих СССР. «Это стало одной из первых лабораторий советской миссии по преобразованию негативных представлений в позитивные свидетельства, — пишет Майк Дэвид-Фокс в книге «Витрины великого эксперимента». — На прием делегаций выделялись значительные средства, благодаря чему они получали особое «обслуживание»; оно полагалось всем важным гостям, включая интеллектуалов…».

Но была и третья цель — в годы «великого перелома» (1928-1931) для проведения индустриализации СССР были нужны технологии и финансы, что привело к повышению внимания к иностранцам как источнику ценной валюты.

В конце 1925 года выступая на заседании Комиссии по внешним сношениям ВЦСПС (ответственной за организацию визитов рабочих делегаций) генеральный секретарь Профинтерна С.А.Лозовский заявил: «Мы перешли к массовому производству делегаций».

К десятой годовщине Октябрьской революции было устроено грандиозное  празднование, на которое были приглашены тысячи иностранцев, принявший участие во Всемирном конгрессе друзей СССР, проходившем в Москве с 10 по 12 ноября 1927 года. На конгрессе, который, согласно советской официальной версии, собрался по инициативе иностранных рабочих делегаций, посетивших СССР в связи с празднованием десятилетия Великого Октября, приняли участие 947 делегатов из 43 стран, принявших Воззвание конгресса друзей СССР, призывавшее: «Боритесь, защищайте, охраняйте СССР, родину трудящихся, оплот мира, очаг освобождения, крепость социализма, всеми средствами, всеми способами!».

За прием и работу с иностранцами отвечали Агитпром Коминтерна, ВОКС, Комиссия по внешнем отношениям профсоюзов (ВЦСПС) и Вилли Мюнценберг. С речью на Конгрессе выступил официальной руководитель страны – председатель Совнаркома А.И. Рыков. После завершения работы Конгресса, созданная по итогам межведомственная комиссия, решила для всестороннего изучения прозвучавших объемных докладов, объявила о необходимости создания архива.

Государственное акционерское общество по иностранному туризму («Интурист»), фактически начавшее работать с 1 апреля 1929 года, под руководством своего первого председателя, грузинского большевика Александра Сванидзе (брата первой жены Сталина), несмотря на неудачи (в первой год прибыло только 2542 туриста), развернул гостиничное строительство. На плакате «Интуриста» (около 1930 г.) «Посетите СССР» были изображены образы советской мощи (Кремль с красным флагом), экзотическая оленья упряжка с сидящим в нартах погонщиком, а также минарет и два верблюда.

Торжественные встречи делегаций стали повседневностью. Так же, как и участие делегаций в парадах 7 ноября и 1 мая, посещение Мавзолея Ленина (куда иностранцев пускали без очереди), визиты на фабрики и другие предприятия.

Картошка для банкира

Будущий переводчик Сталина – Валентин Бережков – попал в систему «Интуриста» потому, что, по его собственным словам, на курсах переводчиков обещали хороший паек, а время было голодное. На курсах учили, как создавать у гостей благоприятное представление о «советском образе жизни». А кроме того, конечно, параллельно шла подготовка материальной базы…

Причем, поначалу Бережков по собственному признанию, не видел ничего особенного в том, чтобы выдавать желаемое за действительное:

«Пресса ежедневно сообщала о «сказочных мичуринских  яблоках», о выведенной советскими селекционерами «чудо-пшенице», о фантастических надоях молока от «коров-рекордсменок». И мы верили, что пройдет пятилетка, вторая — и наша страна превратится в богатейшую в мире державу, а ее граждане станут счастливейшим народом. Пока же лучше показать интуристам не плачевное настоящее, а лучезарное будущее».

Для показа гостям были организованы и образцовые колхозы, целых три. Там были чистые помещения для скота, а сами животные впечатляли ухоженностью и упитанностью. Однажды Бережков сопровождал в такой колхоз американского банкира, который вдобавок был владельцем большой молочной фермы. Тот восхитился, осмотрев элитный колхоз:

«— Никак не рассчитывал увидеть у вас такое! То, что мы читаем в наших газетах, вранье. Теперь я верю, что коллективный труд не хуже, а может быть, и лучше индивидуального. Нам у вас будет чему поучиться. Желаю вам успехов!»…

Но задержавшись в показательном хозяйстве, сопровождающие туристов приняли роковое решение объехать раскисшую от начавшегося дождя дорогу прямо по полю. Машина застряла. Пришлось отправлять жену банкира и советскую девушку-гида в город на попутке. Сам банкир, Бережков и водитель скоротали ночь в машине, а утром лимузин вытаскивали из грязи упряжкой колхозных волов. Причем, ближайший колхоз был уже не показательный, и будущий переводчик Сталина сильно волновался, что вся работа по убеждению банкира – получившего теперь на завтрак вместо деликатесов простую вареную картошку — пойдет насмарку.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

НА РУБЕЖЕ ПЕРЕВОРОТА

Из ссылки

Во главе «Правды»

«Укрыть товарища Ленина»

Наркомнац

Грозы двух революций

Всеобщий поиск врагов: начало

И вот «караул устал»

«Устрашение является могущественным средством»

Мир и анафема

Сталин и оборона революции

Штрафбаты Троцкого

Враги и речи

Песни двух сторон

Приложение 1. Документы

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЛЕНИНА

«Я не намерен забывать так легко…»

«Сталин слишком груб»

Когда умер Ленин

РККА, пропаганда и власть

Ленинский призыв

Приложение 2. Документы

СТАЛИН И ТРОЦКИЙ: БИТВА ВСЕРЬЁЗ

На сцену выходит Берия

Восстание меньшевиков

«Троцкий злорадствует»

Приложение 3. Документы

СТАЛИН, ОППОЗИЦИЯ И ФРУНЗЕ

Сердце наркома

Кому мешал «Гаврилов»?

Все-таки Троцкий?..

Вожди не ссорились!

Приложение 4. Документы

РАЗГРОМ ОППОЗИЦИИ

Крестовый поход против СССР

Расстрелять и исключить

Изгнание Троцкого

«Письмо Зиновьева»

Приложение 5. Документы

ВРАГИ И ВРЕДИТЕЛИ

…И началось обострение

Повышение бдительности

«Новое серьезное выступление»

«Не подлежит опубликованию»

Троцкисты «Азернефти»

Приложение 6. Документы

ШАГ К БОЛЬШОМУ ТЕРРОРУ

Подпольный ленинец Рютин

Съезд расстрелянных победителей

«Почему вы убили такого прекрасного человека?»

Охота на «зиновьевцев»

Сам себя завербовал

30 мешков жалоб

Первое покушение на советский символ

Попытка государственного переворота

Приложение 7. Документы

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА «ВРАГОВ НАРОДА»

Повседневно и буднично

Культура доноса

Переселить=выслать

Подразделение сплошных врагов

Пропаганда шпиономании

Иностранцы и репрессии

Иранцы: между шахом и ГУЛАГом

Тито, он же Вальтер – уцелевший

До Троцкого добрались

Убить Сталина

Сталин и Оруэлл

Пророк красной идеи

Журналы, книги, фотоискусство

О поджоге рейхстага

ХЛЕБНЫЕ СУДЬБЫ

Неурожай, а денег нет

Притормозить бы

На грани большого мятежа

Громить кулаков

У кого голова кружилась?

Следом за жертвами

Век за две пятилетки

Стаханов и стахановцы

Поближе к земле

Неудобные вопросы

Приложение 9. Документы

СЛОВА, ОБРАЗЫ, ГЕРОИ

Сталин – медийная персона

Паломничество интеллектуалов

Драгоценные интуристы

НКВД и «Интурист»

Картошка для банкира

Культурно-бытовые революционеры

Долой карточки!

Жить стало вкуснее

Культура на службе нового мира

И книги будут совсем новые

Писатели и Сталин-благодетель

Все выше, и выше, и выше

Приложение 10. Документы

МЕЖДУ ВЕРОЙ И ГЕНПЛАНОМ

Магистральный курс

Высотки против небоскребов

Религия безбожников

«Освежено путем обмывания»

Подземный храм повседневности

Приложение 11. Документы

Послесловие

Об авторе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ