О фильмах и жизни

татарскийИзвестный кинорежиссер рассказывает о своей юности, школе на Выборгской стороне, учебе в Гидрометеорологическом институте, службе в армии, работе разнорабочим на «Леннаучфильме», затем – помощником режиссера на картине «Коклюш», следом – на съемках «Море будет жить», «Идет наступление», посвященному побед советского сельского хозяйства во времена Н.С. Хрущева.
Затем Татарский перешел на работу на студию «Ленфильм», был ассистентом Хейфица на съемках «В городе С», вторым режиссером – на картине «Плохой хороший человек».

Евгений Татарский. Записки кинорежиссера о многих и немного о себе

Первый же снятый самостоятельно Татарским фильм – по рассказу Драгунского – «Пожар по флигеле» — был удостоен международного приза на фестивале телевизионных фильмов «Юность» в Мюнхене. Но в те советские времена вместо режиссера Татарского, представляла его фильм и получала награду – большой чудесный хрустальный глобус – дама с Гостелерадио, которая и рассказала лауреату о призе.
В своих мемуарах режиссер описывает, как рождался замысел, шли сьемки фильмов «Салют, Мария», «Золотая мина», «Приключения принца Флоризеля», «Колье Шарлотты», «Лялька-Руслан и его друг Санька», «Джек Восьмеркин – «американец»», «Тюремный романс», но и рассказывает об известных актерах (Владимире Высоцком, Анатолии Папанове, Олеге Дале, Любови Полещук, Марине Влади и многих других), с кем ему довелось работать на сьемках.
В главе «Такой принц не нужен!» рассказывается о непростой предпоказной судьбе, еще до всеобщего восторга, картины «Приключения принца Флоризеля», которую советское киноначальство долго не хотело принимать. По словам Татарского, «я купался в этом материале. Я сознаюсь перед читателями, секретом не будет, я чуть-чуть пародировал фильмы, разных персонажей, могу раскрыть это. Например, я одел всех слуг принца одинаково. Черные камзолы, сюртуки, черные котелки, они «незаметно» сопровождали принца по Парижу. Это ведь прямая цитата из фильма «Римские каникулы»…
Был текст, который очень понравился:
— Пришлите сыщиков в штатском!
И из самолета выходят человек сорок одинаково одетых людей — сыщики, которые должны сопровождать принцессу. Смешно, очень смешно!
Еще в экспедиции в Сочи гигантское количество материала было отправлено в Ленинград в проявку. И когда проявили, напечатали — отсылали нам в экспедицию, чтобы мы могли тоже посмотреть материал. Но первой смотрела редактура телевизионного объединения…
И вот я получил вместе с материалом сопроводительное письмо. Авторства я не знаю. Но я догадываюсь. В общем, они камня на камне от материала не оставили. Много было замечаний. Но одно я хорошо помню:
— Где это вы видели, чтобы принцы открывали отмычками двери гостиниц?
Там был такой эпизод:
— Откройте, Марк!
У Марка не получалось. Тогда принц полез в карман, достал какие-то отмычки, открыл дверь, и они вошли в комнату, в которой была записка…

Я попросил жену стереть крошки со стола, взял несколько листов бумаги и сел писать закадровый текст, благо, фильм я знал наизусть и понимал, как и куда будут вставлены эти реплики. Первую фразу было никак не придумать, но потом она неожиданно возникла сама: «Про наши похождения с принцем в Лондоне пресса писала много чепухи и глупостей…» и дальше все по порядку до фразы: «И тут, вернемся…»
Фильм «Папа, мама, служанка и я» смотрели многие, но немногие помнили, какой там хороший закадровый текст от лица персонажа де Фюнеса:
— Это не я! Это наш племянник! Вот это я! — говорил де Фюнес.
— Нет, это не я! — говорил Дмитриев. — Это наш попугай Фери! Вот это я!
Я имел право на эту фразу, потому что Дмитриев был одет во все белое с золотом, с орденом на левой стороне, и все время красовался. Он был самовлюбленный, как попугай.
Этой фразой и тональностью был задан обертон всего фильма и всего закадрового текста. Дальше писалось проще.
— Ваше Высочество! — говорит Дмитриев.
— Нет, нет, мы в походных условиях, — отвечает Даль.
— Ваше Высочество, но обед?
— Хорошо, поедим, но без аппетита!
Это не авторская фраза, ее придумал я».
В книге рассказывается о съемках «Синей птицы» — тогдашнего «проекта века», картине, сделанной по заказу, ради тогдашней попытки дружбы СССР с Америкой и участия в фильме американских кинозевезд. Татарский, который был сорежиссером с советской стороны, работал с советскими артистами. Планировалось, что играть и танцевать будет Майя Плисецкая.