В. Осипов. Как Россия узнавала Индию

индия_В 47 главах рассказывается о том, как русские и индийцы устанавливали между собой культурные и торговые отношения, приводятся сведения о путешественниках и посольствах, летописях, сказаниях, публикациях и книгах. В одном из вариантов былины о купце Садко рассказывается о прибытии в Новгород индийского купца. Среди героев киевских былин – богатырь Дюк Степанович, молодой боярин, прибывший в Киев из Индии богатой (впрочем, есть другие варианты — из Галича, Корелы, Волынца), и похваляющийся на пиру у князя Владимира сокровищами.

На Руси было популярно «Сказание об Индийском царстве (полностью — «Сказание об Индийском царстве, послание пресвитера Иоанна к императору Мануилу»), представляющее перевод более раннего византийского произведения. В тексте, изложенном в виде послания индийского царя и одновременно священника-христианина Иоанна византийскому императору Мануилу, рассказывается о чудесах и богатстве Индии.

В сентябре 1533 года к Великому Князю Василию Ивановичу прибыл индийский гость — купец Гусейна Хози, приехавший в Москву с караваном. Хози передал владыке Руси послание от повелителя Индии,   Бабур-Паши  (Захир-ад-дин Мухаммад Бабура), основатель династии и империи Великих Моголов. В грамоте Великому Князю предлагалось «быть в дружбе и братстве и люди промеж их ходили по обе стороны».

Поскольку Гусейна Хози не торопился привезти послание, видимо, обильно торгуя по дороге, то к моменту его приезда в Москву и передачи грамоты индийского владыки тот уже почти три года назад (26 декабря 1530 г.) скончался, и его индийские владения унаследовал старший сын Хумаюн.

Но в Москве о смерти Бабура не знали, послание его приняли, и разрешили Гусейну Хози вести здесь торговлю. А когда он собрался обратно в Индию, передали послание тамошнему владыке, выразив согласие поддерживать отношения между державами, «чтобы наши люди друг к другу хождение с товарами свободное имели». Но вот про братство между государями Великий князь писать стал, «поскольку не уверен был в том, что государь ли тот Бабур-Паша, или просто чей-то управитель».

Путем в Индию интересовались Иван Грозный и ЛжеДмитрий I. В 1663 году в записях Посольского приказа упоминаются «Доклады Государю о поднесенных индейскими купцами дарах», среди которых – золотой венец и посох с алмазами.

В книге подробно описывается, кто с XVII века из россиян бывал на индийской земле и интересовался Индией. «Денис Давыдов, будущий герой войны с Наполеоном, поэт, друг Пушкина. Когда этот храбрейший из храбрейших воинов узнал о двойных вожделениях императора Франции, то заявил Кутузову: «Сложим головы за отечество, а это почетнее, нежели подохнуть на берегах Ганга от лихорадок Индии, куда загонит нас император французов. Грубовато, по-гусарски напрямую, но разве не справедливо повязал он одной историко-стратегической цепью Россию и Индию? Доложил о своих таковых «военно-патриотических» чувствах и Багратиону: «В Индии я пропаду без имени и за пользу, чуждую России»».

Не обойдены вниманием события XX и XXI веков. 13 апреля 1941 года японский министр иностранных дел Ёсукэ Мацуоки подписал в Москве советско-японский пакт о нейтралитете. За несколько часов до этого состоялась беседа Сталина с Мацука, в которой затрагивалась и индийская тема. В протоколе беседы зафиксировано: «Если, продолжает Мацуока, подойти под углом зрения больших проблем к случаю, когда СССР будет стремиться выйти через Индию к теплым водам Индийского океана, то он считает, что это нужно допустить, и если СССР захочет иметь порт Карачи, то Япония будет закрывать на это глаза».

В рассказывается и о приезде первого посла независимой Индии в Советский Союз, показе индийских кинофильмов и гастролях индийских артистов в нашей стране.