Реалисты и не очень

исп

Isabel Quintanilla — La Nieve 1960

Институт Сервантеса в Москве и Российская академия художеств при поддержке Московского музея современного искусства представляют выставку «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века». Экспозицию составят 36 произведений живописи, рисунка и скульптуры из частных коллекций.

Выставка продлится с 30 марта до 19 августа 2018 в Галерее искусств Зураба Церетели. Участники выставки: 7 художников из группы «Мадридские реалисты»: Esperanza Parada, Amalia Avia, Julio López, Francisco López, María Moreno, Antonio López, Isabel Quintanilla. 10 художников из группы «Эль Пасо»: Manuel Millares, Manuel Rivera, Luis Feito, Antonio Saura, Rafael Canogar, Martín Chirino, Juana Francés, Antonio Suárez, Manuel Viola, Pablo Serrano. И художник Lucio Muñoz – как «связующее звено» между двумя школами.
«Группа «Эль Пасо» возникло как объединение художников и писателей, которые разными путями пришли к осознанию этической необходимости что-то сделать для своей страны». Так начинается манифест, который в марте 1957 года подписали Рафаэль Каногар, Луис Фейто, Хуана Франсес, Мануэль Мильярес, Антонио Саура, Мануэль Ривера, Пабло Серрано и Антонио Суарес, а также писатели Мануэль Конде и Хосе Айльон. После публикации манифеста к группе присоединяются скульптор Мартин Чирино и живописец Мануэль Виола. Манифест порожден потребностью в переменах, которую явственно ощущала эта группа художников. С конца Гражданской войны Испания находилась в культурной изоляции и искусство, казалось, утратило свое значение, в то время как Европа и США переживали культурный бум.
В 50-е годы группа молодых художников «Эль Пасо» положила конец долгому летаргическому сну испанского искусства. Они мечтали об обновлении эстетики и с 1955 года собирались, обсуждая возможные пути развития и споря о тенденциях и культурной ситуации своего времени. Эти художники оказались под общим знаменем информализма, а основополагающими для развития группы стали взгляды испанского художника и писателя Хосе Гутьерреса Солану. Точек соприкосновения между художниками группы было немало: ведь они принадлежали к одному поколению, социальной среде, все они бывали в Париже, где видели работы Жана Дюбюффе, Жана Фотрие и Жоржа Матьё.
Художникам группы «Эль Пасо» удалось покончить с господством академизма и привнести новые техники, до того неизвестные в Испании. Под влиянием абстрактного экспрессионизма, разрушившего стереотипы того времени, они применяли дриппинг, вместо холста использовали мешковину или металлизированную ткань, сыпали на картины песок, приклеивали предметы к холсту, царапали его, писали пастозно. Так создавалось новое понятие живописного пространства.
В то же время реализм, отодвинутый на задний план революционными «измами» XX века, благодаря американским художникам снова стал занимать ведущие позиции. В это же самое время группа испанских художников решительно включилась в обновление художественной панорамы Испании, предпочитая отражение личных переживаний простой констатации реальности, обратившись к темам из повседневной, обыденной жизни. Семь художников решили вернуться к фигуративности: Эсперанса Парада, братья Хулио и Франсиско Лопес, Мария Морено, Амалия Авиа, Исабель Кинтанилья и  Антонио Лопес. Их роднит не только принадлежность к одному поколению, дружеские и семейные связи, но и сходные мотивы в творчестве, близкие взгляды на саму природу искусства.
Несмотря на кажущиеся противоречия между абстракцией и фигуративностью, легко обнаруживается их взаимовлияние и множество точек соприкосновения. Недаром Люсьен Фрейд замечал, что «чем дольше смотришь на предмет, тем абстрактнее он становится, и при этом, будто нарочно, еще реальнее». Немаловажно отметить, что половину «группы» сторонников фигуративности составляли женщины: Эсперанса Парада, Амалия Авиа, Мария Морено и Исабель Кинтанилья, в то время как в состав «Эль Пасо» входила лишь одна женщина, Хуана Франсес, к тому же, супруга скульптора Пабло Серрано. Еще одно отличие состоит в том, что, в то время как абстракционисты ездили в Париж для знакомства с тенденциями art informel, художники-реалисты совершали обязательное путешествие в Рим, чтобы, напитавшись итальянским классицизмом, возродить его в новой форме.