Душа и цвет

мыззРоссийская академии художеств и Союз художников России  в залах  по адресу: Москва ул. Пречистенка, дом 21 представляют  ретроспективную выставку произведений известного живописца, народного художника России,  академика Российской академии художеств Геннадия Сергеевича Мызникова, приуроченную к его 85-летию.
Г.Мызников является одним из ярких представителей поколения художников — «шестидесятников», объединенных общим интересом к жизненной правде и общественно значимым темам. Его творческий путь начался в период «оттепели», пройдя затем через сложные события последних десятилетий.  На выставке представлено около 80 живописных произведений: портреты, пейзажи, исторические полотна, жанровые композиции разных лет, начиная с 1950-х годов до настоящего времени, дающие возможность проследить творческую эволюцию художника.
Г.С.Мызников родился в подмосковном городе Орехово-Зуеве в 1933 году. Учился в художественно-ремесленном училище при Дулевском фарфоровом заводе, получив профессию живописца по фарфору. В 1956 году окончил факультет монументальной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.Г.Мухиной.
Молодому живописцу первый значительный успех принесли картины, посвященные жизни русской провинции, её будням и праздникам, в которых утверждалась ценность этических принципов бытия, стремление к постижению самобытной яркой красоты русской провинциальной жизни,  поэтизации действительности и обогащению живописно-пластического языка. По словам художника, он любит среднерусскую провинцию, где город не потерял связи с природой, где как-то острее ощущается национальный характер. Последующие поездки по стране, в частности, важное для художника путешествие на Север, ещё более укрепили его в правильности выбранного направления. Именно тогда в 1966 году была создана одна из лучших его работ  «Северная песня», где главным объектом становится красота застывшей во времени мелодии, переданная яркими, звучными красками, и вместе с тем трагическая судьба русских женщин. В самые простые сюжеты Мызников вносил живую интонацию, превращая любую жанровую сценку в интересное и значительное событие. В те годы он создавал крупноформатные многофигурные композиции, в которых проявилась его любовь к насыщенным, ярким, контрастным   цветам.
Г.Мызников – мастер большой картины.  Уже ранние работы художника наметили две основные линии его творчества – лирическую (пейзажи, портреты, обнаженные модели) и линию тематической картины, посвященную событиям отечественной истории ХХ – ХХI веков. Воссоздавая конкретные исторические события, художник пытается проникнуть в их сущность, размышляет о связи эпох, поднимает важные духовно-нравственные проблемы, среди них такие картины как «Стачка», «Маевка», «В.И.Ленин. Революция» (1964-65 гг.).  Произведения 1960-1970-х годов  более лаконичны, рисунок обобщен, образы персонажей предельно типизированы, крупные фигуры вплотную придвинуты к зрителю.  Заметно влияние живописной манеры Б.Кустодиева,  народного и древнерусского искусства.  Те же приемы использует мастер и в сюжетах на современную тему — «Бабье лето», «9 мая»,  «Сретенский бульвар» и др.
В дальнейшем всё активнее проявляется связь творчества Г.Мызникова с русской классической традицией ХIХ века. Он стремится уйти от прежней условности, декоративности. Его искусство становится более сложным и драматичным. Мастер обращается к иносказательным, имеющим общечеловеческое звучание сюжетам. Показательным в этом отношении является его самая значительная композиция последнего периода «Красный ангел» (2005 г.).  Летящий прямо на зрителя огненно красный ангел с трубой в руке  на фоне черного неба обращает свой взгляд на землю и видит одни серые руины.
Не менее важной стороной творчества мастера являются портреты, в основном, это портреты его родных и близких, полные трепетного чувства. В них  отражена неповторимая индивидуальность человека, сложность и глубина его  душевных, психологических состояний. Особая тема в творчестве художника – обнаженная женская модель, которую он пишет много, легко и красиво, добиваясь особой пластической выразительности.  Именно этому жанру принадлежат его наиболее существенные чисто живописные и пластические достижения.
Значительных успехов художник добился в области пейзажа, создавая обобщенный образ среднерусской природы, являющейся органичной частью его жанровых картин.  Пейзаж помогает художнику более глубоко проникнуть во внутренний мир человека, передать его чувства и эмоции.  Сравнительно недавно художник обратился к новому для себя жанру натюрморта.  Появилась целая серия простых и лаконичных натюрмортов, выполненных в духе старых мастеров. Это  старые, скромные деревенские предметы, обретающие на его полотнах монументальность и одушевленность.
В целом, экспозиция, в которой представлены произведения из собраний ведущих художественных музеев страны и частных коллекций, производит удивительно цельное и радостное впечатление. Ведь многие его работы по сути своей – праздники, настолько ярок и гармоничен изображенный на них мир.
Художник остается приверженцем русской школы живописи, которая, по его словам, и сейчас является сильнейшей в мире по глубине, масштабности, профессионализму, богатству самых разнообразных традиций. Произведения мастера находятся в собраниях крупнейших художественных музеев страны, а также в отечественных и зарубежных частных коллекциях.

Выставка работает по 8 апреля 2018.