Парад народных

Семьдесят пять лет назад было установлено почетное звание «Народный художник СССР», которое присваивалось наиболее выдающимся мастерам советского изобразительного искусства. Собрание художественного музея имени Ф.А. Коваленко (Краснодар) позволяет совершить увлекательное путешествие по страницам советского искусства.

Первым почетным званием был награжден президент Академии художеств СССР А.М. Герасимов (1881-1963), наряду с официальными работами, он был большим мастером в изображении пейзажей, натюрмортов, а также портретов творческой интеллигенции. В собрании музея хранится его портрет советского композитора П.П. Сабурова. В один год почетное звание получили С.Т. Коненков (1874-1971), замечательный скульптор, автор музейного бронзового портрета колхозника Зуева, С.В. Герасимов (1885-1964) — создатель замечательных лирических пейзажей, на выставке экспонируется его «Весенний вечер». А всемирно известные «Кукрыниксы» представлены иллюстрацией к гоголевской «Шинели» и пейзажными этюдами, написанными ими раздельно.

Мартирос Сарьян. Цветы. 1960

Мартирос Сарьян. Цветы. 1960

Три четверти века продлилась творческая жизнь М.С. Сарьяна (1880-1972) — живописца, графика и театрального художника, ставшего основоположником армянской живописи ХХ века. В собрании музея хранятся его живописные произведения, выполненные в 1910-1960-х  годах. Их отличает яркая образность и неподражаемая декоративная сила. Живописная стихия сарьяновских холстов контрастирует с тонким узорочьем графических миниатюр В.А. Фаворского (1886-1964) и суровым колоритом в пейзажах Я.Д. Ромаса (1902-1969) и Н.М. Ромадина (1903-1987).

Хрестоматийно известный по школьным учебникам картиной «Опять двойка»  Ф.А. Решетников (1906-1988) продолжен  назидательной темой в «Нарушителе», а выпускник легендарного ВХУТЕМАСа  Ю.И. Пименов (1903-1977), в годы «оттепели» создавший обширную серию небольших жанровых  картин,  представлен двумя такими  этюдами: «Цветы в тумане» и «Повариха».

Ранний пейзаж «Родина» написан И.С. Глазуновым (1930-2017),  он дополнен трепетно «вытканным»  тончайшими оттенками огромным холстом «Лето», созданным Е.И. Зверьковым (1921-2012) и «Натюрмортом» Д.А. Налбандяна  (1906-1993),   составленным из сочных южных фруктов. Тематические полотна Ю.П. Кугача (1917-2013) и братьев А.П. и С.П. Ткачевых  образуют особый «эффект присутствия» в той созидательной эпохе.

Семидесятые — восьмидесятые годы  в советской живописи представлены на выставке картинами профессоров Лениградской академии художеств Е.Е. Моисеенко (1916-1988)  и А.А Мыльникова (1919-2012), написанными в «суровом стиле» пейзажами В.И. Иванова «Сиена»,  «Московский Кремль зимой» — работой П.П. Оссовского (1925-2015) и похожий на мозаику «Север необъятной Родины моей»  В.Ф. Штраниха (1888-1981) и серебристо-серый  «Шорох тундры», написанный одним из последних по времени награждения В.А. Игошевым (1921-2007).

Смысловым и этическим рефреном выставки воспринимается большой холст «Дон-Кихот поверженный», созданный Г.М. Коржевым — Чувелевым (1925-2012). В нем жесткий образ и трагическая опустошенность человеческой натуры словно подводит черту под «шедевральной эпохой», жившей большими и созидательными идеями.

Выставка будет работать по 25 марта 2018 по адресу: Красная, 15, 2-й этаж.