Виктор Земсков. Сталинская эпоха

Виктор Земсков. Сталинская эпоха. Экономика, репрессии, индустриализация 1924—1954.

земсков сталинская эпохаВ книге известного отечественного историка, исследователя демографических аспектов политических репрессий в СССР в 1917-1954 годах, рассказывается о многих эпизодах сталинской истории, которые оказались наиболее часто фальсифицированными впоследствии.

В издании подробно анализируется «кулацкая ссылка», ее становление и эволюция в 1930-е годы. Следующие главы посвящены содружеству города и деревни, особенностям морально-психологического и идейного состояния советского общества перед началом Великой Отечественной войны.

В 1930-х годах в целях укрепления связей горожан и сельских жителей практиковались командировки городских коммунистов на постоянную или временную партийно-политическую работу в сельские районы, с целью повышения эффективности воспитательной работы в духе патриотизма. Также устраивались регулярные поездки в села и деревни городских лекторов и консультантов.

Помимо этого, практиковалась такая форма сотрудничества, как приглашение представителей подшефных колхозов на проводимые коллективом заводов и фабрик государственные (революционные) праздники, а в колхозы от трудовых коллективов предприятий городов отправлялись агитационные машины (бывали случаи использования катеров и железнодорожных вагонов) с соответствующей книжной подборкой, и проведение политдней, выступления докладчиков, проведение дискуссий и бесед.

Но, несмотря на эти усилия советских властей, между горожанами и жителями сел и деревень были и негативные моменты, возникавшие из-за существовавшей в то время в СССР продовольственной проблемы и нехватки многих товаров первой необходимости.

Так сотрудниками органов неоднократно было зафиксированы факты разговоров городских рабочих и служащих, в которых те утверждали, что приехавшие в город крестьяне не только продают свою сельскохозяйственную продукцию, но и занимаются скупкой в городских магазинах дефицитных товаров. Причина отсутствия товаров народного потребления заключалась в том, что их производство было для советских вождей не приоритетным, но городским жителям в разговорах того сурового времени 1930-х годов безопаснее было сваливать вину на крестьян (которые по возможности закупали товары в городских магазинах), чем на руководство страны, будучи за этого обвиенными по 58-й статье…

Помимо этого, в городах циркулировали слухи, что почти постоянная нехватка товаров народного потребления – это дело рук недругов советской власти, вредителей, диверсантов и шпионов. Официальная советская пропаганда эти слухи не только не опровергала, а наоборот – поддерживала, «списывая» на врагов недочеты своей системы. Так на проходившем в марте 1938 года открытом «процессе Рыкова–Бухарина» обвинения в шпионаже в пользу Германии, Японии, Англии, Польши, саботаже в промышленности, вредительстве в сельском хозяйстве было предъявлено 21 подсудимому. В своей завершающей обвинительной речи Генеральный прокурор СССР А.Я. Вышинский заявил, что «задачей всей этой вредительской организации было добиться такого положения, чтобы то, что у нас имеется в избытке, сделать дефицитным».

Для того, чтобы, не возвращаясь к карточной системе распределения, бороться с проблемой дефицита товаров, были введены ограничения для розничной торговли – так называемы нормы отпуска различных товаров одни руки. При этом продолжала функционировать и все более совершенствоваться система закрытой торговли и общественного питания  для разных привилегированных категорий, от сотрудников органов и  военнослужащих, до тружеников на спецобъектах, транспорте…

«Именно в предвоенные годы окончательно сформировалась советская общественно-политическая система с присущими ей особенностями. Фактически на шестой части земного шара сложилась новая цивилизация. Это была уникальная цивилизация, аналогов которой не было в истории человечества ни вы прошлом, ни в настоящем. Советская цивилизация, несмотря на наличие всякого рода недостатков, издержек и негативных явлений, в тот период еще являлась молодым организмом, достаточно жизнеспособным и имевшим потенции для дальнейшего поступательного развития.

В СССР царил дух боевитости, готовности к ратным и трудовым подвигам, предрасположенности к массовому героизму и самопожертвованию. Это как бы было визитной карточкой молодой советской цивилизации. Можно только поражаться удивительной близорукости и извращенности представлений политического и военного руководства фашистской Германии, что СССР вместе с его политической системой и вооруженными силами есть якобы «гнилое строение», которое «рухнет» при первом же ударе германской армии. Так, перед нападением на СССР Гитлер внушал фельдмаршалу Рундштедту: «Вам нужно только пнуть дверь – и все гнилое строение рухнет»».

Отдельная глава посвящена колхозному крестьянству в годы войны и его взаимоотношениям с рабочим классом. Далее приводится общая численность военнопленных и возращение советских перемещенных лиц в СССР в 1944-1945 годах. Завершающая глава посвящена политическим репрессиям в СССР, их масштабам, последующим публикациям по этой теме, содержащих анализ извращений и мистификаций.