Дмитрий Комм. Гонконг: город, где живет кино

гонконгКнига Дмитрия Комма «Гонконг: город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столица Азии» начинается с рассказа о городе, в котором родилось его собственное кино, а точнее с истории тех, кто это кино создавал и смотрел. Большинство гонконгцев – дети и внуки тех, кто прибыл в ходе одной из трех больших волн эмиграции с материка, проходивших с 1930-х по 1970-е годы. Это наложило свой отпечаток на зрителей, поскольку одной из главных задач раннего гонконгского кино стала помощь зрителям-эмигрантам в нахождении своего места в изменившемся для них окружающем мире.

Гонконг, занимающий первое место в мире по количеству небоскребов и плотности застройки на километр площади, представляет собой не только настоящий шедевр архитектуры и дизайна, но и мегаполис, похожий на все футуристические киногорода одновременно. По мнению Дмитрия Комма, «колоссы из стекла и металла, переливающиеся всеми цветами радуги, вызывают у приезжего ощущение нереальности – как будто находишься внутри декорации на гигантской съемочной площадке».

В 1960 году, был снят первый по духу и идеологии гонконгский фильм — «Дикая, дикая роза», причудливый сплав нуара и мюзикла, который переносил сюжет «Кармен» в современный гонконгский ночной клуб. В этой картине проявился отличительный признак последующего гонконгского кино – универсальность киноязыка, вовсе не требующего от зрителя знания китайской культуры.

В тексте подробно рассказывается о кино боевых искусств 60-70-х годов, гонконгской новой волне и начале «золотого века» гонконгского кинематографа, экшен-хореографах и их роли. В главе, посвященной Джеки Чану, являющемуся наглядным примером колоссального зрительского успеха, обращается внимание на то, что за исключением «Доспехов бога», представляющих комический вариант Индианы Джонса, Джеки Чан никогда не выступает в первых эпизодах фильма в качестве супермена. Он обычно выбирает для своих героев нарочно прозаические профессии, от продавца в магазине и неудачливого адвоката до безработного эмигранта из Китая.

«В сатирической комедии «Небеса не могут ждать» (Ли Чингай, 1995) опытный мошенник Фон (Тони Люн), проворачивает аферу, используя слабоумного парня по имени Чунь (Джордан Чан), которого выдает за реинкарнацию легендарного буддистского монаха Дада. Чунь успешно творит фальшивые чудеса, вызывая колоссальный ажиотаж и принося немалую прибыль Фону. Но все меняется, когда Чунь, после покушения на свою жизнь, начинает творить чудеса уже по-настоящему. К этому моменту он побывал в Раю, где встретился с Элвисом Пресли и Джоном Ленноном, пребывающими там в статусе «пророков 2-го ранга». Беседа с ними наводит Чуня на мысль, что он должен публично принести себя в жертву во искупление грехов жителей Гонконга. Что выливается в грандиозное телешоу под названием “Судная ночь в Гонконге”».

В книге подробно рассказывается о новаторстве гонконгцев в жанре уся. Этот старейший жанр китайского кино хотя и повествует о китайских рыцарях (поэтому его называют «кино боевых искусств»), в чем-то является аналогом западных фильмов «плаща и шпаги». Снятый в жанре уся «Крадущийся тигр, невидимый дракон» получил «Оскара», а голливудские экшены использовали приемы этого жанра и для постановки боевых фантастических фильмов, в том числе – «Матрицы» и «Людей Х» приглашали специалистов из Гонконга.   Именно уся-фэнтези чаще превосходят по художественному качеству уся-триллеры и вызывают восхищение миллионов зрителей во всем мире.