Ирина Измайлова. Собор

Ирина Измайлова. Собор. Роман с архитектурой

Ирина Измайлова. Собор. Роман с архитектурой

Захватывающий и полный глубокого смысла исторический роман посвящен возведению Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и судьбе зодчего, который его построил, — прославленного Монферрана. Родившись в одном из предместий Парижа, Огюст Рикар де Монферран прожил долгую жизнь, наполненную самыми разными приключениями, сражениями в ходе наполеоновских войн, и возведением строений, которые вошли не только в историю архитектуры, но столицы Российской империи, увековечив его имя.

В романе описывается эпизод, когда Рикар попал в плен к казакам после того, как сооруженный им из бочек мост мог французскому полку избежать преследования, русский полковник, граф Петр Артаманцев отпустил его к своим боевым товарищам, написав рекомендательное письмо противникам, в котором были следующие строки: «Довожу до сведения господина полкового командира, что ваш подчиненный, квартирмейстер Огюст Рикар де Монферран показал подлинный талант при создании понтонного моста через Об и проявил истинный героизм, прикрывая Ваше отступление. Свидетельствуя это, смею рекомендовать Вам представить его к боевой награде, ибо избавить его от военной службы и сохранить его талант для Франции не в Вашей непосредственной власти. С величайшим уважением и с надеждой вскоре снова Вас догнать».

Верно служа Бонапарту (наградившему его орденом Почетного легиона – за проявленное Рикаром мужество в сражении при Арно), он преподнес его противнику, чьи войска вошли в Париж, в апреле 1814 года, «Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I», а когда наступили те самые наполеоновские Сто дней, оказался в тюрьме по обвинению в измене и чуть не лишился жизни…

Оказавшись в России и став придворным архитектором Александра I, Монферран впоследствии создал Александровскую колонну в честь победы российских войск против французской армии, в рядах которой он сам когда-то доблестно сражался. Именно Монферран руководил поднятием из земли на прочный фундамент Царь-Колокола в Москве. «Будто чувствуя эту духовную неуязвимость старого зодчего, Александр решил его не задевать и вскоре поручил ему сделать проект памятника своему отцу, покойному императору Николаю, на Исаакиевской площади, между собором и Мариинским дворцом. В душе Монферран был благодарен царю за это поручение, ему очень хотелось самому завершить ансамбль площади, которую он начал создавать, которой просто не было бы без собора, которая не нашла бы законченной формы без Мариинского дворца, великолепного творения Андрея Штакеншнейдера и без изящных двух зданий, которыми окружал ее с двух сторон Ефимов, второй любимый ученик Монферрана. Эти здания выросли за последние годы, они строились вместе с новым Синим мостом, ставшим в два с лишним раза шире прежнего, и превратившимися ныне в часть площади. Оставалось еще перестроить два здания по краям площади…».

Архитектору посчастливилось увидеть завершенным свое главное детище – Исаакиевский собор. «Вечером я вернулся на площадь. Один. Факелы в руках у ангелов давно погасли, но мне все чудилось летящее пламя над ними, и в ушах все стоял гул колоколов. А силуэт собора поднимался над площадью, увлекая ее вверх, за собою, и в розовеющем уже небе он казался мне голубым…». Автор мастерски описывает противоречивую, яркую натуру Монферрана, живые характеры людей, будь то августейшие особы или простые плотники и каменотесы, с которыми ему довелось иметь дело при строительстве великого собора ставшего одним из главных символов города на Неве.