«У каждого поколения своя жизнь»

Александр Лапин — писатель и публицист. Автор романа-эпопеи «Русский крест», посвященного судьбе поколения, выстоявшего в переломные годы конца XX столетия. Недавно вышел в свет его новый роман «Святые грешники», о котором он рассказывает в интервью OZON Гид.

Беседовал Алекс Бертран Громов

В своей новой книге Вы вновь обращаетесь к героям романа «Русский крест». Почему?

александр лапинВ романе «Русский крест»  мои герои возмужали, преодолели все препятствия, смогли выйти на новый уровень и адаптироваться в новой жизни, в новой стране. Но с точки зрения как самих героев,  так и моей, как писателя,  для гармоничного существования человеку очень важна духовная устроенность,  а не только, гражданская, социальная. Пока человек живет,  у него меняются взгляды, меняются представления о мире, о нем самом, идет его духовный рост. Моим героям было куда расти, что менять в себе и тогда я понял, что нужно показать их еще раз.

Кого олицетворяют для вас ведущие герои нового романа, и в первую очередь Александр Дубравин? Можно ли назвать  примеры их судеб достаточно характерными для постсоветского времени?

Да, я считаю, что это типичные герои. Возьмите любого человека, которому около 50, так он вам такую историю расскажет, что, может быть, и покруче чем в романе «Русский крест». Я хотел, чтобы в моих книгах были представлены различные жизненные срезы, разные слои общества. Вот мои герои — один любит природу и стремится жить в единстве с ней. Другой – офицер, понятно, что у нас были на территории бывшего Советского Союза конфликты, значит, нужен человек, который бы в них участвовал. А Дубравин — журналист, это нужно для того, чтобы он мог активно перемещаться, видеть разные события, учитывать различные точки зрения. Я хотел показать Дубравина как активного участника жизни. Я много таких людей знаю: порядочных, активных, которые строят и создают, пытаются изменить жизнь и меняют ее. Ведь именно они и вывели Россию в сегодняшний день.  В 90-х годах казалось, что Россия кончилась, ее больше не будет, но вот такие люди, как Дубравин,  собрались и вытащили страну.

Что ушло навсегда вместе с советской эпохой, в которую росли и формировались как личности ваши герои, и что нового в положительном и отрицательном смысле принесла перестройка и последовавшие за ней глобальные перемены?

Сегодня часто вспоминают советскую эпоху с ностальгией, говорят, что это было прекрасно, даже возникает ощущение, что многие жаждут туда вернуться. Так вот я категорически с этим не согласен. Никогда в жизни я бы не хотел снова вернуться в советские времена и жить там. Потому что в те годы нормальному творческому человеку жить и реализоваться было невозможно. Советская система была настолько мертвая, застывшая, что  всех давила, не давала свободно вздохнуть. Она, честно говоря, и рухнула то под собственной тяжестью. Потому что полностью себя выработала и  деградировала.  Сегодня, конечно, можно ностальгировать по временам молодости, но я бы ни в коем случае не делал упор на то, что мы должны туда вернуться. Мы живем сейчас трудно, живем достаточно сложно, но мы живем!

Можно ли сказать, что современная отечественная проза, и ваши произведения в том числе, продолжают традиции классической русской прозы? Какие черты нашей классики сейчас прослеживаются особенно ярко?

Конечно, можно. В традициях классики, и не только нашей, но  и  зарубежной,  всегда были  романы, по которым можно было проследить судьбу не только одного героя, но и целых поколений. У нас сейчас очень многие писатели лукавят, говоря, что большой многотомный роман сегодня невозможен, никто его читать не будет. Будут читать! Как показывает опыт «Русского креста», и читают, и отклики идут, и продается книга. Поэтому я считаю, что такие произведения и такие писатели есть и будут. Да и экономическая ситуация заставляет возвращаться к судьбе героев. Книготорговцы говорят:  книги в серии лучше продаются, надо бренд сохранять. Хотя, повторюсь, «Святые грешники» — это уже не «Русский крест», а совсем другая книга, с другим идеологическим стержнем.

Вы пишете только о современности или обращаетесь в своем творчестве и к более ранним периодам отечественной истории?

Отвечу так: даже если я пишу о современности, то всегда стараюсь, чтобы существовала какая-то перекличка с прошлым. Вот сейчас в задуманном мной новом романе будут проводиться аналогии между XIX веком, судьбой Александра I и государственными деятелями последующих времен. Еще важный аспект: в моих романах много сюжетных линий, и не все читатели досконально эти линии прослеживают, порой увлекаются интересными моментами сюжета, перескакивают «через строку». А если читать вдумчиво тот же «Русский крест», то там столько исторических срезов, которые подаются не только через события, но и через биографии героев, через их разговоры. От читателя требуется определенная квалификация, чтобы увидеть в этом отголоски исторических событий. Например, обращение к сталинским временам, непридуманные описания эпизодов Великой Отечественной войны.

А описанная в романе «Святые грешники» захватывающая история о копье легендарного русского воина Пересвета имеет реальную основу?

Знаете, наверно, что-то в этой истории есть. Насчет этого копья столько, фигурально выражаясь, копий сломано. И ведь правда, Россия каждый раз умудряется восстать как Феникс из пепла. После революции, Гражданской войны, казалось бы, всё разрушено, элита уничтожена или эмигрировала. Царит жесточайший террор. Но ведь собрали страну буквально из руин и даже подняли ее на новую высоту. А Великая Отечественная! Кажется, уже всё, немцы на пороге Москвы, но  мы не только уцелели, выстояли, а дальше победно пошли до Берлина. У меня такое чувство, что есть  Божий промысел над Россией…

В «Святых грешниках» вы пишете: «Новое поколение с его странными, с точки зрения старших, воззрениями на жизнь, приходит в этот мир ничуть не отягощенное комплексами советского человека, которые несут через года их родители. Для них сытая, комфортная жизнь — не награда за годы бедствий, труда и борьбы, а данная реальность». Как, по-вашему, этот новый менталитет облегчает жизнь или отсутствие опыта в преодолении трудностей обязательно даст себя знать?

Я к этому отношусь спокойно. У каждого поколения своя жизнь, своя война, свои сражения. Если сегодняшнее поколение получило эту жизнь достаточно цивилизованной и приятной от своих родителей, что ж, они решают какие-то свои проблемы. Нам же надо было все добывать с нуля: попасть в университет, жить в общаге, квартиру получить хоть какую-то… И когда сейчас молодежь живет иначе, я думаю, это может быть, даже и хорошо. Если у них есть не только материальные стимулы, появятся и серьезные, высокие цели.

Ваш главный герой, Александр Дубравин, успешный предприниматель, когда-то стоял у истоков создания крупного медиа-холдинга, но предпочел переехать из столицы в провинцию и фактически начать жизнь заново, открыв там собственное дело. И это ему удалось. Но состояться важно не только в бизнесе. Его влекут духовные поиски. В чем вы видите причину такой смены приоритетов?

Человек к финалу жизни начинает себе вопросы задавать: что я сделал, чего не сделал. Самое главное – реализоваться, как в той притче про таланты. Один в землю закопал, а другой в оборот пустил. Бог дал талант, надо им распорядиться правильно. Каждый должен попытаться найти себя, чтобы ощутить — я сделал все что мог. Вот я хотел написать роман – я его написал. А если не сумел свой путь отыскать, то  начинаешь на склоне лет сам себя терзать:  на что я растратил жизнь… Духовные искания являются поиском ответов на этот самый вопрос.

Вам самому неоднократно доводилось менять место жительства и направления деятельности – что помогало вам воспринимать эти перемены не только как испытания, но и как новый этап развития?

Я думаю, что сейчас жизнь настолько уплотнилась, что человек не может быть успешным, оставаясь на одном месте. Помню, когда я работал на стройке, меня каждый день грызла мысль: неужели я всю жизнь, каждый день буду вот так ходить на работу, таскать бетон. Нет, надо что-то делать!.. Пошел в армию, тоже думал, вот, военное училище закончу… и что, всю жизнь в казарме, ждать новую звездочку, обмывать ее с сослуживцами. И это вся моя жизнь?.. Так и в «Комсомолке» когда там работал — а могу я сам, без большой газеты делать свое дело, свой бизнес? Мне интересно было!

Какой литературный опыт вы приобрели в процессе работы над романом «Святые грешники»?

Большой опыт и разноплановый. Я написал его смешав несколько жанров, и каждый из них мне интересен. Там внутри есть и эссе о природе, о Камчатке, есть эротическая часть, есть сюжет, который построен как детектив, это о копье Пересвета. А в целом роман говорит о  важных философских вещах, переходя от внешних событий в мир человеческой души, пространство духовных ценностей. Этот доверительный разговор с читателем дался мне непросто. Очень надеюсь, что он найдет такой же искренний отклик.

Многим героям вашего нового романа приходится искать жизненную и духовную опору в самих себе. Насколько это важно для современного человека, для вас лично?

Я считаю, что точка опоры всегда находится внутри тебя. Если у тебя в душе есть Бог, есть совесть, то все будет. Я точку опоры в себе почувствовал, когда поверил в Бога. И прошу у него сегодня одного – дай мне время и силы, чтобы дописать мои книги, которые задуманы, но еще не написаны.