Персия: история неоткрытой страны

Громов А. Б., Табаи С. Н. Персия: история неоткрытой страны / — 3-е изд., дополн. – М.: Садра», 2017. – 768 с.: илл. 32 с. – [Следы времен]. ISBN 978-5-906859-42-6.

Издание третье, дополненное

Изображения на шмуцтитулах предоставлены Terraart.ru. Фото на с. 208-225 предоставлены Арти Д. Александер.

Книга вошла в топ-лист 19-й Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№

громов с книгой Немногие державы могли, подобно Персии, противостоять натиску легионов Римской империи и одерживать победы. Древние персидские города, акведуки и оросительные системы даже в наши дни поражают воображение. Поэма великого Фирдоуси «Шахнаме» породила целый свод легенд, в том числе и ту, что повествует о властителе, оценившем каждую ее строку на вес золота. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены мосты и дворцы, возведенные по воле шаха Аббаса Великого, которого часто именуют иранским Петром I. Архитектурные памятники, шедевры живописи, портреты государственных деятелей запечатлены на 500 цветных и черно-белых иллюстрациях в этой книге. Но, несмотря на всемирную славу персидских поэтов и полководцев, история этой древней страны хранит еще немало загадок.

Объем книги увеличился на 160 страниц по сравнению со вторым изданием. Добавлены главы, посвященные правлению шаха Аббаса Великого, его реформам в разных областях экономики и государственного управления, образу этого прославленного правителя в народном фольклоре Ирана и сопредельных стран. Также появились новые главы, повествующие об отношениях Персии и России в эпоху Петра I, о выдающемся государственном деятеле времен Насреддин-шаха – Амире Кабире.

Фрагмент книги «Персия: история неоткрытой страны»:

нассер персия 3 издание нон_фикшн…Происхождение булатной стали, несмотря на исследования, сохраняет некоторый ореол загадки и ныне. Но из Индии, где правили Великие Моголы, с которыми персидские владыки из династии Сефевидов (и шах Аббас в том числе) заключали союзы, обменивались драгоценными дарами и вели обстоятельную переписку, пришла и распространилась по всему миру легенда о чудесной золотой антилопе, из-под копыт которой сыплются золотые монеты и драгоценные камни. Говорили, что именно благодаря своей чудесной антилопе падишах Джахангир владеет несметными богатствами. Сокровища падишаха и впрямь были огромны. Английский посол сэр Томас Роу так описал облик Джахангира и его драгоценности: «На голове у него был богатый тюрбан, украшенный на макушке перьями цапли, редкими, но длинными; с одной стороны к тюрбану был прикреплен неоправленный рубин размером с грецкий орех, с другой стороны — такой же величины бриллиант, а посредине изумруд, гораздо больший. На шее у него было ожерелье из прекрасных жемчужин, три из них двойные, таких больших я никогда не видел; рукава до локтя и отвороты усыпаны бриллиантами, на запястьях тройные браслеты из разных драгоценных камней. Кисти рук обнаженные, но почти на каждом пальце перстень; верхнее одеяние из златотканой парчи накинуто на тончайшую рубашку; на ногах вышитые сапожки с жемчугом…». Легенда основана на реальной истории — однажды во время охоты Джахангиру попалась антилопа, которую удалось поймать живой и невредимой, а потом приручить. Падишах восхитился грациозным животным и нарек его Масрандж, что означает «король антилоп». Специально для любимицы правителя был разбит обширный парк, а в нем построен дворец. Джахангир очень любил совершать верховые прогулки в сопровождении своей ручной антилопы. По свидетельствам современников, владыка, переживший немало заговоров и покушений, в том числе со стороны собственных сыновей, был привязан к любимице, как к едва ли не единственному живому существу, которому он считал возможным доверять. Парк и дворцовый комплекс Хиран-Минар (Башня антилопы) большей частью сохранились до наших дней, этот памятник истории находится на окраине города Шейхупура. А предание о золоте из-под копыт появилось после того, как Джахангир повелел подковать любимую антилопу золотыми подковами с самоцветами. Ее копыта еще и позолотили. Поэтому когда стремительно животное проносилось по парковым угодьям, очевидцами впрямь могло показаться, будто из-под ее копыт сыплются золотые и рубиновые искры.