Мягкий залп

залпВ Краснодарском художественном музее состоялась презентация проекта Евгения Казицына и Анастасии Котко, посвященного 100-летию Октябрьской революции. Художники представили реконструкции знамен первых революционных лет, документальные фотоматериалы. Собирающим смысловым звеном является арт-объект «Арка утопий», ставший размышлением об оторванности замысла, теоретического обоснования идеи от результата ее воплощения в действительность.
Название «Мягкий залп» возникло из ассоциаций с материалом, используемым для создания большинства произведений – ткань. Знамена были действительно залпом – ярким,  эффективным и бесшумным.
После революции 1917 года в городах, селах, в действующей армии повсеместным явлением стали красные банты, повязки, флаги, транспаранты. Знамена, выносившиеся на демонстрации, митинги, собрания являлись действенным орудием политической борьбы. Их создавали на каждом заводе, фабрике, цехе, участке. Среди них находились наивные творения художников-самоучек, работы ремесленников-иконописцев и произведения профессиональных живописцев. Для большинства знамен характерно наличие красочно исполненных аллегорических картин, основными темами которых становились выражение радости по поводу свержения самодержавия и изображение героев революции, — рабочих, крестьян, солдат и матросов. Сопровождавшие  их лозунги, если отвлечься от революционного контекста, порой приобретают вневременной, общечеловеческий смысл.
Красное знамя было тем символом, вокруг которого сплачивался поднимавшийся на революционную борьбу новый класс еще в период европейских революций 1830 и 1848 годов. С перемещением в Россию центра революционного движения российский пролетариат воспринял как свой этот международный пролетарский символ – красное знамя.