Взыскующие знания

Если говорить о X-XVII веках, то кого из тогдашних людей можно назвать изобретателями и учеными? Многие из сейчас незаслуженно забыты и лишь вскользь упоминаются в истории науки. Другие же – наоборот, широко известны, но с течением веков приобрели славу таинственных волшебников. Юрий Полунов в книге «Взыскующие знания» (издательство Алетейя) напоминает о забытых и представляет в реальном свете тех, кто остался в истории скорее как чародей, нежели ученый.

К ним относится простой пастушок из французской деревушки Орийяк, ставший не римским папой Сильвестром II, но и одним из самых просвещенных людей своего времени, замечательным ученым и гениальным математиком. Так Герберт учил своих слушателей умножать и делить многозначные числа на абаке (счетной доске). По всей видимости, он не был ее изобретателем, но восстанови (но и модернизировал) то, что было известно, но пришло в забвенье. По словам его ученика, «Герберт заказал мастеру, изготавливающему щиты, кожаную счетную доску, разделенную на двадцать семь колонок, а также велел сделать тысячу жетонов из рога и нанести на каждый из них одну из девяти арабских цифр, от единицы до девяти». Могли ли ученики Герберта подозревать, что «через тысячу лет уровень развития цивилизации в значительной степени будет определяться электронными наследниками абака?». Кроме того, Герберт сконструировал планетарий, представлявший собой действующую модель движения планет. Он строил органы, собирал книги и писал сам трактаты, посвященные астрономическим инструментам, о геометрии и музыке. Но в «народную» (массовую) историю ученый-энциклопедист и педагог вошел как некромант, путем черной магии захватившим папский престол, и обладатель бронзовой головы, способной дать ответ на любой вопрос. Именно Герберт описывается среди участников бала Воланда в булгаковской «Мастере и Маргарите».

Следующий персонаж – Раймунд Луллий, религиозный подвижник, автор «Великого Искусства», явившегося ни чем иным, как техникой моделирования логических операций по перебору вариантов, т.е. предтечей «морфологического анализа», через века забытья и насмешек (в том числе со стороны Джонатана Свифта) по достоинству оцененного универсальным гением Вильгельмом Лейбницем. В своем трактате о «Сочетательном искусстве» Лейбниц «перекинул мостик между идеями Луллия и Универсальной Характеристикой – грандиозным проектом всеобщего логического исчисления». И что же сотворила с Ллулием молва? В одной из многочисленных легенд о Лулии рассказывается, что после своей предполагаемой смерти он явился к английскому королю Эдуарду и предложил ему открыть секрет философского камня, поставив лишь одно условие – все полученное при помощи камня золото правитель должен использовать на организации нового Крестового похода и освобождении Гроба Господня.

Но были в истории и «чисто технические гении», к которым относится Корнелис Дреббель, инженер английского короля Якова I. Полный список его изобретений может занимать целую страницу – сред них изобретение сложного микроскопа и (возможно) – термометра, создание печи с системой автоматического регулирования температуры и создания метода окраски тканей в алый цвет…В 1625 году Дреббель продемонстрировал Якову I, его свите и тысячам изумленных лондонцев, собравшимся на берегу Темзы, изобретенную им подводную лодку, на которой, согласно тогдашнему описанию, могли находиться двадцать четыре человека. Но Дреббелю пришлось своими устройствами развлекать власть имущих, а толпа, видевшая ту же всплывающую из реки подводную лодку, скорее верила в то, что изобретатель заключил договор с потусторонними силами или пользуется могущественной магией. В издание также говорится о Джамбаттиста делла Порта, Генри Бригсе, Джоне Непере и других достойных людях, отчасти чьими усилиями и было создано технически продвинутая Современность, чьи технологии, по словам фантаста, «практически не отличимы от магии».