Презентация книги Мелкера Гарая

Обложка Мелкер Крыса17 ноября 2017 года в Московском Доме книги на Новом Арбате состоится презентация книги Мелкера Гарая «Крыса и другие злые рассказы. Пугало. Сумеречные новеллы». В программе — пресс-конференция (18.00), творческий перфоманс, рассказы и новеллы Мелкера Гарая в исполнении актеров московских театров (19.00), автограф-сессия и фото-сессия (20.00), фуршет в литературном кафе (20.40).

Мелкер Гарай (полное имя Мелкер Бент-Инге Гарай) – автор романов и новелл, эссе и афоризмов, родился 11 апреля 1966 года в Чили, в городе Токопилья. В 1970-е годы переехал с семьей в Швецию и живет сейчас в Норченинге. Получил гуманитарное университетское образование. Член Шведского союза писателей и Чилийского Союза писателей. Книги Мелкера Гарая представлены на ежегодных международных книжных ярмарках, где пользуются спросом издателей и высоко оценены литературными критиками разных стран. Короткометражный фильм «Комета», основанный на рассказе Мелкера Гарая, номинирован на приз «Золотой медведь» на Берлинском фестивале 2017 года.

Мелкер Гарай – писатель, талант которого непрерывно развивается от философского размышления к сложной драматургии. Он является владельцем и издателем журнала о культуре и философии Opulens, в котором публикуются видные деятели искусства и мыслители европейских стран.

Кроме этого Мелкер Гарай – художник-абстракционист, картины которого выставляются в ведущих галереях Европы и Латинской Америки. В 2017 году его работы были представлены на вернисаже в ЦДХ. В своей живописи он использует смешанные техники, яркую палитру и объемные конструкции, которые выходят за рамки холста и представляют экспериментальное направление современного искусства.

Умные и правдивые рассказы и новеллы Мелкера Гарая, затрагивая читателя до недр души, самых потаенных уголков, расскажут очень многое о природе зла и обличьях, которые оно принимает. Произведения Мелкера Гарая привлекают читателей в разных странах. Автор находится на пике времени и представляет собой мейнстрим в ряду писателей экзистенциалистов современности. Шведская литературная критика заговорила о нем с выхода дебютного романа «Тайные заметки церковного сторожа», выпущенного в 2008 году, сравнив литературное творчество Мелкера Гарая с Хулио Кортасаром, Франц Кафка, Пером Лагерквистом.

Наиболее известные, яркие произведения автора в России: «Пугало», «Крыса и другие злые рассказы» (книги «Диалоги», «Скрипты на закате. Афоризмы» изданы в Европе). Парадокс, ирония, увлекательный сюжет и чувство «черного юмора» привлекательны для читателей разных стран, без исключения. Его произведения переведены более чем на 10 языков мира. Переводчик Мелкера Гарая – Катарина Мурадян.

Мелкер Гарай

ЗЕРКАЛО

Многие из вас смотрят в меня. И если вы хотя бы однажды заглядывали в меня, то уже не сможете остановиться. Я понимаю, что вы нуждаетесь во мне, иначе бы вы, конечно, не возвращались ко мне снова и снова. Но вы, конечно, будете возвращаться, потому что я позволяю вам увидеть то, что вы бы и сами хотели увидеть. И с моей стороны это большая любезность – уже потому, что я позволяю вам это делать. Так ведь?

Между тем некоторые из вас ненавидят меня и воображают, что не нуждаются во мне.

Тем не менее вы будете возвращаться ко мне и смотреть в меня так, словно вы хотели бы оскорбить меня. Но никто не может оскорбить меня.

Я прощаю вас, ведь между мной и вами есть разница, и эта разница заключается в том, что вы никогда не сможете солгать мне. Зато я смогу вам лгать. И именно поэтому вы нуждаетесь во мне.

В каком-то смысле вы принадлежите мне. И я не возражаю. Как я себя чувствую? Представьте себе, что я чувствую себя неплохо. Я знаю, что вас легко сломить. Так оно и есть. Понимаете, это не я хрупок, это вы хрупкие. Вы – ломкие и хрупкие, вот в чем дело.

Вам кажется, что когда вы стоите и обнажаетесь передо мной, вы открываете для меня мир. Но это не так. Напротив, это я открываю перед вами мир. Потому что время от времени я позволяю вам обнаружить то, что вам не хотелось бы, но что вы должны увидеть. Да, во мне вы видите самих себя такими, какие вы есть на самом деле. Как вы думаете, не ужасно ли для меня так поступать?

Конечно, это ужасно, и особенно для тех из вас, кто хотел бы увидеть самих себя, имея при этом вескую причину многое скрыть. От меня невозможно утаить никакие секреты. Если я захочу, я смогу позволить каждому из вас заглянуть в то, что вы называете душой. И вы будете смотреть так долго, что вам станет страшно. Но я не хочу вас пугать. А почему я не хочу этого? Потому что в вас есть что-то, что останавливает меня.

Любовь? Возможно. Можно назвать это любовью. Но что такое любовь, если она возникает из того же мутного источника, как и все, что не есть любовь?

Впрочем, позвольте мне не утомлять вас столь глубокомысленными размышлениями. Ради чего вы стоите передо мной и всматриваетесь в свое собственное отражение? И что вам за польза от этих глубокомысленных размышлений, если я смогу раздеть вас, разоблачить ваше так называемое Я, до такой степени, что от него не останется и камня на камне?

Нет, вместо этого я предлагаю вам ложь, в которой вы так нуждаетесь. И я делаю это ради вас. Ведь никто из вас не хотел бы увидеть, как он уродлив на самом деле. Вы воображаете, что вы красивы. Но вы заблуждаетесь.

Вы думаете, что я говорю о вашей незабываемой внешности? Нет, я говорю вовсе не об этом. Я говорю о том, что я вижу, когда внимательно вглядываюсь в вас. Когда я вижу все некрасивое, все, что вы хотели бы скрыть от себя и друг от друга. Ничего удивительного, что вы нуждаетесь во мне.

Тем не менее я могу утешить вас тем, что и я нуждаюсь в вас. Кем бы я был, если бы вы не глядели в меня? Возможно, это слабое утешение, но тем не менее все-таки утешение. Хотя вы слишком эгоцентричны, чтобы взглянуть на события моими глазами. Что, в конце концов, само по себе понятно.

– А почему это понятно? – спросите вы обиженно.

– Жизнь есть ложь, – отвечаю я. – Все, о чем я говорил, есть не более чем ложь. Именно ложь гарантирует смысл вашей жизни.

Мне кажется, что эта ложь инспирирована страхом. Или ужасом? Страхом, который заставляет вас размышлять о себе, и который вы безуспешно пытаетесь утопить в глубинах вашего собственного бездонного зеркального отражения. Страх, который заключен в вас, рано или поздно будет не в состоянии проигнорировать вашу собственную ложь.

Вот почему вы не хотите думать об этом. Вот почему вы издеваетесь над всем и всеми, кто заставляет вас разоблачать их. Вот почему в один прекрасный день вы начинаете меня ненавидеть.

Но разве это не смешно? Ведь я могу дать вам только то, что вы просите.