«Настоящий читатель был, есть и будет»

В настоящее время на ВДНХ работает юбилейная ХХХ Московская международная книжная выставка-ярмарка. О значении книжной ярмарки и современной роли книжных магазинов размышляет Борис Семёнович Есенькин – президент ТД «Библио-Глобус» и президент «Гильдии книжников». Интервью, подготовленное при участии Terraart.ru, опубликовано накануне ярмарки в рубрике «Гостиная ММКВЯ».

есенькинКакое значение имеет ММКВЯ лично для вас и для работы «Библио-Глобуса»?

Любая творческая встреча специалистов на ММКВЯ порождает вихрь вопросов не только по книжному делу, но и по обмену информацией о происходящем. В общем, что делать, как быть?..

На что вы в первую очередь обращаете внимание во время книжной ярмарки?

Нас в большей степени волнуют вопросы интеграции, инноваций и изменений, происходящих в книжной индустрии, а также литература народов Российской Федерации для дальнейшего ее представления в нашем многофункциональном информационно-культурном просветительском центре.

Какие события планируются на стенде «Библио-Глобуса» во время юбилейной XXX ММКВЯ?

НП «Гильдия книжников» и специалисты Торгового Дома «Библио-Глобус» в сотрудничестве с филиалом ИТАР-ТАСС Российской книжной палатой и ВИНИТИ при поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям планируют провести встречу с представителями стран СНГ и представителями издательств, выпускающих книги народов РФ – панельную дискуссию, которая, как я надеюсь, позволит спроектировать информационно-товарную площадку с регистрацией авторского права, а в перспективе биржу знаний, – коммуникационный базис России и стран Содружества. Профессиональное общение на ММКВЯ позволит скоординировать взаимоотношения с поставщиками и отработать поставку товарной продукции, сопровождаемую уже электронными документами, а также рассмотреть ряд других вопросов, которые усложняют процесс взаимодействия с поставщиками.

У «Библио-Глобуса» в этом году тоже юбилей – как планируется его отметить?

Да, 28 августа нам исполняется 60 лет. Это знаменательно, так как мы за эти годы прошли большой творческий путь преобразований, что позволило нам удержаться на современном уровне происходящего. Планируем провести творческий вечер для ветеранов, старейшин Торгового Дома, и, конечно же, для наших уважаемых покупателей.

Неумолимо бежит время… Оно не позволяет останавливаться на достигнутом, побуждает стремиться к новым целям и новым свершениям. Мы верим в бумажную книгу, и, преодолевая наше несовершенство, стремимся не отстать от происходящего.

Можно ли назвать характерные черты современного книжного магазина в мегаполисе?

Это может быть и многофункциональный информационно-культурный просветительский центр, позволяющий вернуть посетителя, привлечь его к участию в различных мероприятиях, клубных встречах, диспутах и диалогах, это уникальная среда, где нужен индивидуальный подход к каждому читателю. Адаптация социокультурных центров происходит в настоящее время и будет продолжаться непрерывно, с развитием всех пластов российской культуры, особенно в губерниях, что позволит со временем расширить творческий потенциал на местах.

В чем, с вашей точки зрения, заключается особенность именно «Библио-Глобуса»?

Другой формат общения – творческая атмосфера и широкий спектр мероприятий и услуг, которые позволяют нашему читателю не только лично участвовать в интересных событиях, но и решать многие вопросы через интернет.  Наше кредо – активная культурно-просветительская деятельность, направленная на популяризацию книги и чтения, на воспитание духовно развитого человека.

Есть ли у «Библио-Глобуса» основополагающая идея, главный принцип?

Просвещение и по сей день остается общественной ценностью, имеющей исключительное значение для будущего нашей страны. Деятельность многофункционального информационно-культурного просветительского центра призвана способствовать развитию социально-коммуникационного сервиса культурно-этнических взаимоотношений в обществе. Сегодняшний XXI век с его возможностями передачи информации в корне поменял наше представление о культуре и, особенно, о нашем будущем поколении, которое часто живет в online-пространстве, искаженно воспринимая происходящее.   Разработанная перспективная концепция позволяет выстроить другой формат общения, когда очень многие посетители становятся «старожилами», проводят интересные задушевные беседы с другими читателями и участвуют в различных тематических дискуссионных клубах.

Книжный магазин сейчас — это не просто магазин, а также клуб, место встреч, дискуссий? Как еще может измениться формат книжной торговли в ближайшем будущем?

Трудно будет назвать это книжным магазином. В основе лежат услуги в любом формате «чего изволите-с?». И если у человека не хватает времени, мы приходим к нему через интернет, через его личный кабинет, где всегда присутствует элемент творчества, лояльного подхода к индивидуальным потребностям личности. Постоянно благоустраивается пространство, расширяется сфера услуг, на акции «День книгочея» в рамках наших просветительских программ проходят авторские встречи с писателями, государственными и общественными деятелями, учёными, актёрами, режиссёрами театра и кино. Почти каждый день клубы по интересам собирают читателей на свои заседания. У нас всегда многолюдно, здесь каждый найдёт свою книгу и свой круг общения.

Возможно ли сочетать в ассортименте книжного магазина не только хорошо продающиеся бестселлеры, но и классику, и интеллектуальную литературу, медленно находящую своих читателей? Иными словами, может ли книжный магазин позволить себе быть не только торговым предприятием, но и просветительским центром?

Это и есть тот путь, по которому мы «протаптываем дорогу», всегда следовали и будем следовать, совершенствуя свою поступь в соответствии с современным форматом общения.

Какой ассортимент может органично дополнить книги, не вытесняя их?

Полное разнообразие для духовного насыщения – это может быть всё, что позволяет человеку удовлетворить  потребность в собственном развитии.

Насколько, по-вашему, должен отличаться ассортимент книжного магазина в зависимости от его расположения?

Здесь требуется индивидуальный подход: все зависит от потребностей читателей, от месторасположения каждого конкретного книжного магазина. Самое главное – провести маркетинговое исследование и на базе этого создать ассортиментный минимум,  насыщая его в зависимости от спроса и с учетом предварительных заказов.

Какие изменения произойдут, на ваш взгляд, на книжном рынке ближайшее десятилетие?

Изменения неизбежны. И коснутся они, прежде всего, социокультурного общения – человеку необходим диалог, нужен собеседник. Исходя из этого, требуются площадки для диспутов и дискуссий,  построение нового, необычного формата, диалоги через различные носители информации, а также живое информационное общение, в том числе, и через интернет.

Сохранилась ли в современных условиях специфика «человека книги»?

Настоящий читатель был, есть и будет. Бумажная книга – это и  разговоры с писателем, позволяющие услышать его мысли и  философские рассуждения, и информация, которая дает возможность заглянуть в будущее – то, что требуется каждой продвинутой личности, чтобы познать себя или найти свое место в жизни.

Насколько важна роль медийных авторов для книжного рынка? Способны ли они привлечь внимание публики не только к своим собственным произведениям, но и к книгам, чтению вообще?

Мода определяет многое – так устроен мир. Любой автор интересен до тех пор, пока о нём говорят или пишут. И очевидно, что благодаря медийным личностям, можно привлечь внимание к книгам, к чтению. Необходимы системные действия в сфере формирования идентичности, поднятия духовно-нравственного уровня, повышения образованности читателей.

Как вы оцениваете современную подготовку кадров для книгоиздания и книготорговли, что следовало бы усовершенствовать в этом направлении?

Трудно согласиться с происходящим в подготовке нашего будущего – в нашем специальном образовании. В настоящее время многое меняется и требуется другой тип специалистов-практиков для книжной индустрии. Сейчас многие задачи в подготовке кадров ложатся на работодателя, того, кому требуется конкретный специалист. Исходя из нового формата профессий, также требуется индивидуальный подход и программа, соответствующая требованиям времени.

Беседу вел Алекс Громов, Terraart.ru