«Книга дает более структурированный взгляд»

Что общего у бестселлеров, как сейчас развивается сфера электронных книг? Об этом размышляет Алексей Кузменко, руководитель товарной группы «Книги» Ozon.ru в интервью подготовленном при участии Terraart.Ru и опубликованном в Гостиной ММКВЯ.

В чем вы видите основное значение Московской международной книжной выставки-ярмарки?

фото к интервью КузменкоММКВЯ традиционно является главным центром притяжения к книге и ко всему, что с ней связано, не только профессионалов книжного бизнеса, но и простых, рядовых любителей книги.

На мой взгляд, сейчас в ней органично сочетаются отраслевые события для книжного бизнес сообщества, которые проводятся на ее площадке, с культурными, общественными мероприятиями о книге и для книги, которые интересны любому здравомыслящему человеку, любящему и знающему отечественную и зарубежную литературу.

Важно ли в современном мире, и на книжном рынке в частности, личное, а не удаленное общение?

Безусловно, важно, и ММКВЯ в полной мере играет здесь важную роль и функцию места, где встречаются многочисленные профессиональные книжные потоки, генерирующие на основе этих встреч все те изменения книжного рынка, свидетелями которого мы станем в очередном наступившем году.

Раньше книга была часто единственным источником информации, например, о дальних краях, а что, на ваш взгляд побуждает людей читать сейчас, когда путешествия стали обычным делом?

Думаю, что книга дает более систематизированный и структурированный взгляд на места и события, свидетелем которых является автор-путешественник. А если еще издание прекрасно иллюстрировано авторскими фото, то полное погружение в природу и красоты различных мест гарантированно.

Книга сейчас остается лучшим подарком?

Конечно, особенно для детей. Например, малейший интерес моих маленьких детей к какой-либо из тем истории, культуры, искусства и т.д. сразу же подкрепляется книгой по этому вопросу. А вообще, учитывая сегодняшние возможности полиграфии, книга может быть еще и достойным дорогим подарком, заменяющим в каких-то случаях те же ювелирные изделия.

Как изменилось книжный мир и книжный рынок массовое внедрение электронных книг? Активно ли покупают на «Озоне» электронные книги?

Электронные книги — это просто технологическая революция в книжном деле, которая позволила иметь тут и сейчас, по сути в своем кармане, неограниченный доступ к миллионам текстов. Однако как мы помним было много прогнозов о том, что бумага сократится до минимума, и все будет в цифре, но к счастью сейчас мы понимаем, что рано или поздно будет найден разумный баланс между разными форматами чтения. Что позволит в итоге комфортно чувствовать себя поклонникам чтения.

Цифровые книги на OZON.ru имеют такую же положительную динамику роста продаж, как и в целом в мире и в России. Другое дело, что если смотреть на объемы продаж в процентах, то пока это на уровне 1-2% от общих бумажных продаж. Но и это уже достаточно много, так как еще несколько лет назад и этого не было. Но сегодня в цифру активно инвестируют уже не только крупные игроки рынка, но и средние и мелкие так же проявляют интерес к этому сегменту и выходят туда пусть и не со всем ассортиментом, а единичными изданиями, но это книги, действительно представляющие серьезные интерес для покупателя, не проходные и рядовые.

Какие нужны условия, чтобы было удобно выбирать книгу в интернет-магазине, то есть, не держа ее в руках?

Прежде всего, это расширенная информация об издании,- не только одна обложка и аннотация с выходными данными, но еще и фрагменты текста, фото многочисленных иллюстраций, подробные сведения, часто с фото, об авторах, переводчиках, редакторах, конечно, там где это возможно.

Замечательно, если карточка книги дополнена видео роликом с рассказом об издании, который часто снимает не только сам издатель, но и автор, и даже читатель. Сейчас помимо конечно цены, уровень и объем сопутствующего контента о книге является одним из основных драйверов интереса к изданию, а значит и его продаж. Большой интерес для покупателя представляет и пользовательский контент — я имею ввиду отзывы о книге, которые оставляют другие клиенты, — это тоже один из факторов, который может как подвигнуть купить книгу, так и наоборот, воздержаться от приобретения.

Что больше привлекает современных читателей и покупателей книг – простой и внятный максимум информации об издании или оригинальные способы ее подачи? Какую помощь в выборе и по каким принципам оказывает «Озон Гид»?

Наша цель — обеспечить максимум удобств для выбора покупателем книги, сделать процесс знакомства с изданием по возможности таким же, как если бы читатель держал книгу непосредственно в руках, как это он делает в обычном оффлайн книжном магазине. Эту задачу реализуем с помощью максимального контента, который можем разместить о книге на сайте плюс удобная навигация, поиск и архитектура сайта. Конечно, дополнительным стимулом к покупке служит и тот большой объем различных тематических рецензий, обзоров на книжные новинки и отдельные жанровые подборки, которые на постоянной основе публикуются в нашем OZON Гид-информационном дайджесте, который рассказывает о всем многообразии товаров, представленных на OZON.ru. , рекомендует и помогает сделать правильный и нужный выбор из более чем уже 4 млн товаров.

Какую информацию издатель может разместить о книге на Озоне?

Выше, частично я уже сказал, какого рода контент может быть размещен издателем у нас на сайте. Хочу лишь добавить, что в этом году мы вышли на более высокий уровень интеграции с партнерами по способам получения и скорости размещения данных — технически мы теперь умеем забирать и размещать информацию в международном формате Onix, и уже с рядом крупных партнеров мы с успехом работаем в новой формате, который как известно широко используется не только в мире, но уже и в России.

Нужна ли для работы в книжной он-лайн торговле специальная профессиональная подготовка сейчас, понадобится ли она в будущем?

Безусловно, нужна, причем здесь нужно разделять две составляющих: первое — непосредственно ассортиментное, товароведческое представление о книге как товаре со всеми ее особыми свойствами и различными типологическими особенностями, и второе — это специфическое знание о принципах функционирования e-сommerce-онлайн торговли, онлайн маркетинга, онлайн-логистики и тд. Это две основные составляющие, из которых складываются профессиональные компетенции хорошего специалиста по книжной онлайн-торговли.

Какая литература, по вашим наблюдениям, пользуется сейчас большим спросом, нон-фикшн или художественная?

Последние несколько лет прослеживается активизация интереса к нон-фикшн, думаю это связано с общим стремлением потребителя к повышению своего уровня образования, культуры и кругозора. Художественная литература, как русскоязычная, так и переводная по-прежнему стабильно продается, но сейчас мы наблюдаем ее плавный переход в цифровой формат, причем с каждым годом динамика все больше и больше.

Какие черты, на ваш взгляд, превращают ту или иную книгу в бестселлер?

Ну, помимо непосредственно содержания книги, большое значение имеет имя автора и то, как продукт подается, то есть я имею ввиду функцию маркетинговой составляющей, которая сейчас очень сильна с точки зрения того, станет ли книга в итоге популярной. Популярность книги необходимо постоянно поддерживать и развивать и здесь огромную роль играет промо активность не только самого автора, но и издателя онлайн и оффлайн каналах: СМИ, соцсети, рекомендательные ресурсы и сервисы и т.д.

Следите ли вы за книжными новинками? Какие направления вас особенно интересуют?

Можно сказать что, я постоянно нахожусь в море книжных новинок. В среднем, в месяц мы получаем до 8 тысяч книжных новинок. Конечно, я все охватить не могу и не в состоянии, но планы выхода всех крупных издательств и некоторых средних и мелких у меня всегда в компьютере под рукой, и это не считая сотен анонсов релизов, которые я получаю в месяц на свою электронную почту от различных издательств. Поэтому по роду службы я много читаю новинок, но это скорее клиповое чтение, я имею в виду здесь конечно торговые рецензии или уже полноценные аннотации, по которым можно понять, что это за книга и о чем.

Ну а если говорить о том, что серьезно читаю-то это преимущественно исторический нон-фикшн о послевоенном периоде истории нашей страны.

Беседу вел Алекс Громов, Terraart.ru