«Электронный и бумажный вариант книги могут мирно сосуществовать»

В Театральном центре «Вишнёвый сад» на Малой Сухаревской площади прошли торжества в честь юбилея торговой сети книжных магазинов «Читай-город», которой исполнилось 25 лет. На пресс-конференции генеральный директор Михаил Иванцов рассказал об этапах формирования и развития «Читай-города», о планах на предстоящие 5 лет и многом другом.

иванцов 3 персияС чего вы начинали и к чему пришли?

История создания нашей сети началась в далеком 1992 году, когда мы вынесли коробку с книгами к станции метро «Сокол». В ней были детективы, стихи Агнии Барто, истории в жанре фэнтези и, конечно же, приключения прекрасной Анжелики. Книги расходились в одно мгновение! Сейчас сеть магазинов «Читай-город» объединяет более 300 магазинов по всей России. Суммарный оборот компании составляет 16 миллиардов рублей в год. В 2018 году мы планируем достичь оборота 20 миллиардов рублей.

Есть ли планы открытия за рубежом?

Сейчас все чаще слышны речи о том, что надо открывать магазины русской книги за рубежом. Мы тоже думаем в этом направлении и даже рассматриваем вариант работы в Прибалтике, регионе с большим количеством русскоязычных жителей. Пока сотрудничество с другими странами ведется, в основном, в области торговли и производства. В частности, у нас есть собственное дизайн-бюро, которое разрабатывает оригинальную продукцию, ориентированную на нашу целевую аудиторию – читающих людей. Производство данной продукции находится в Китае и России. При этом мы продолжаем искать отечественных производителей, которые могли бы взять на себя исполнение наших заказов. Мы активно ищем партнеров по всей стране, которые могут помочь нам реализовать идеи или предложить собственные интересные товары.

Как происходит дальнейшее движение в российские регионы? Есть ли трудности?

иванцов2Что касается открытия новых магазинов в российских регионах, то остается все меньше областей, где мы еще не представлены. Пока наших магазинов нет в Хабаровске, Якутске, Норильске. Мы планируем туда прийти, но пока сталкиваемся с привычной проблемой отсутствия торговой инфраструктуры. Полгода назад я был на заседании ассоциации ритейлеров и слушал выступление зам.министра промышленности и торговли. Он был убежден, что в нашей стране достаточное количество торговых центров, они хорошо развиваются. Однако это не совсем так. Хорошей ситуацией может похвастаться только Санкт-Петербург, где в свое время было очень много промзон и пустырей. Сейчас эти территории как раз и застраиваются торговыми центрами. В остальных регионах, по-прежнему, наблюдается дефицит торговых площадей, особенно в небольших городах. По статистике, в США число торговых центров на душу населения в 6 раз больше, чем в Европе. А у нас их соответственно гораздо меньше, чем в Европе. Позитивные изменения идут, но не везде и не так быстро, как хотелось бы. Во Владивостоке у нас до сих пор был один магазин, в ближайшее время мы будем открывать еще два, потому что в городе наконец построили современные торговые центры.

Дефицит торговых площадей – это первая проблема при открытии новых магазинов в регионах. Вторая проблема – это недостаточная оборачиваемость товара в маленьких городах. Мы хотим прийти в эти города, мы знаем, что местное население очень ждет открытия книжных магазинов. Но наши магазины не существуют сами по себе. Мы тесно связаны с издателями. Если издатели поймут, что их книги не продаются, они перестанут поставлять новый товар, и нам будет нечем торговать. Отчасти эта проблема может быть решена с помощью Интернета, благодаря которому мы можем представлять небольшой ассортимент в физическом магазине и восполнять его «бесконечной полкой» в online. Но не во всех дальних регионах люди дружат с Интернетом. Например, в Усть-Куте мы столкнулись с очень низкими интернет-продажами. Люди почти ничего не заказывали online. Местные жители объяснили это тем, что народ просто не понимает, что в их город можно что-то доставить издалека. У них нет привычки заказывать через интернет, нет понимания такой возможности.

Все эти проблемы не останавливают нас. Мы продолжаем работать над их решением и развиваться дальше. Очень скоро мы откроем магазин в городе Осинники рядом с Новокузнецком, с численностью населения всего в 40 тыс. человек. Маленькие города не останутся без книжных. Главное – у нас есть надежные партнеры: арендодатели, издатели, производственники, которые помогают нам реализовывать наши планы. В этом отношении мы надеемся на сетевых региональных ритейлеров (таких как сеть «Мария Ра», работающая в Алтайском крае), которые методично продвигаются в небольшие города, пытаются построить там свой бизнес и создают необходимые условия для наших открытий.

Планируете ли вы открывать магазины в Крыму?

На данный момент в Крыму сохраняются большие проблемы с доставкой. Наши транспортные партнеры там не работают. Но это не главное. Основная трудность – отсутствие торговой инфраструктуры.

Можете ли вы выделить наиболее активные группы покупателей?

Наши основные покупатели – это женщины, для которых важны семейные ценности, тема воспитания детей и развития творческих способностей. Активно читает молодежь. Вопреки опасениям никаких проблем с заменой бумажных книг электронными носителями информации нет. Зарубежная молодежь считает, что бумажная книга – это cool, а электронная книга — cheap. Мода на электронные книги прошла, цены на них почти сравнялись с ценами на бумажные книги. Кроме того, издатели приложили много усилий, чтобы добиться высокого качества полиграфии и оформления книг. Они сделали из бумажной книги по-настоящему стильную модную вещь. Молодежь воспринимает ее как часть своего имиджа. По большому счету, электронный и бумажный вариант книги могут мирно сосуществовать, не мешая друг другу. Это обычная рыночная ситуация: чем больше выбор – тем больше продажи. Когда люди могут реализовать свои интересы большим количеством способов, то «суммарный пирог» продаж вырастает.

Активно покупается деловая, образовательная литература. После кризиса, когда упала цена не нефть, и государство стало говорить об экономике знаний и инновациях, идеи о необходимости обучения, повышения интеллектуального уровня все больше проникают в сознание людей. Мы видим, что сейчас востребована деловая литература по самым разным направлениям. И чаще в бумажном варианте, чем в электронном. Вопрос цены здесь не очень актуален, т.к. люди понимают, что ценность деловой литературы существенно превышает ее стоимость.

иванцов1Что вы читаете сами?

Это, в основном, деловая литература, т.к. в процессе управления компании неизбежно возникает большое количество вопросов. Как правило, получить информацию по ним и найти варианты решения можно только в книгах.

Как часто вы ходите в собственные магазины?

В этом нет необходимости. У компании есть специалисты, которые могут удаленно контролировать порядок в магазине и качество его работы. Я занимаюсь, прежде всего, развитием сети, стратегическим планированием, определением локаций открытия новых магазинов, вопросами управления персоналом, а также различными технологиями. У меня инженерно-математическое образование, поэтому тема технологий мне особенно близка. Успешный ритейл – это, прежде всего, эффективные технологии.

Ваши планы развития?

У нас есть стратегический план развития до 2020 года, который предусматривает открытие 70 магазинов в год. Пока мы его перевыполняем. Экономический кризис наши планы не нарушил, т.к. у нас отечественный продукт, и импортозамещения здесь не требовалось. Кроме того, арендодатели сейчас настроены к нам благожелательно. Если раньше считалось что дни бумажной книги сочтены, и нас никто не воспринимал всерьез, то сейчас ситуация качнулась в противоположную сторону. Почти каждый хочет видеть в своем торговом центре книжный магазин.

Мы продолжим развивать интернет-магазин с его «бесконечной витриной», потому что у него большие показатели роста и огромные перспективы. Это прекрасно можно совместить с развитием офлайн-сети, т.к. наши физические магазины одновременно являются точками выкупа интернет-заказов. Одно дополняет другое. Если у жителей города будет рядом книжный магазин, то они пойдут туда, если нет – будут заказывать книги в интернете.

Работаете ли вы с региональными издательствами?

У нас есть специальный менеджер по региональной литературе. В его профессиональные обязанности входит анализировать все книги, которые издаются в регионах, договариваться с местными издательствами и обеспечивать наличие этих изданий на наших полках. В больших региональных магазинах мы даже выделяем специальные места под региональную литературу и делаем особые выкладки. Есть и настоящие региональные бестселлеры, и отдельные регионы, где местные авторы пользуются большой популярностью, например, Северный Кавказ. Постепенно мы продвигаем такую литературу из одного региона в другой, ближайший, и смотрим на реакцию покупателей. Однако в столичных магазинах региональные авторы все-таки востребованы слабо, продать их книги нелегко.

В каких зарубежных странах книжные сети будут активно расти в ближайшее время?

В Западной Европе и США книжные сети были построены уже давно. Сейчас речь идет лишь об их перестройке. Долгое время там вообще не открывались новые книжные магазины. Сейчас постепенно стали открываться. Но о дальнейшем активном развитии речь не идет. Скорее всего, это возможно в таких странах, как Китай и Индия. Причем в Индии большей популярностью будут пользоваться не бумажные, а электронные книги. У индийцев только сейчас появляются смартфоны. Развить продажу электронных книг там можно быстро и дешево. Рост книжных сетей возможен там, где еще нет сложившихся за десятилетия структур, где есть простор для деятельности. Мы сами создавали свою сеть с нуля, на пустом месте. Поэтому у нас такой большой потенциал для развития.

Каков главный вызов вашей сети на ближайшее время?

Ведущий экономист нашего времени, директор Центра международного развития Гарвардского университета Рикардо Хаусманн говорит о двух важнейших двигателях экономического роста и процветания: технологических инновациях и образовании. Чем большим количеством разнообразных ноу-хау и умений государство располагает, тем оно лучше живет. На базисе литературы и знаний, того, чем занимаемся мы, и возникает это разнообразие умений. Люди, обладающие знаниями, распространяют их вокруг себя и совершенствуют окружающий мир. Эта теория перекликается с утверждениями другого гуру экономики и менеджмента Джима Колинза. Он говорил, что сегодня крупные бизнес-структуры – это нечто большее, чем просто компании. Это своеобразная сеть (network), которая вовлекает в свою деятельность окружающих, влияет на них. Мы также стараемся выстраивать вокруг себя такой network знаний и культуры.