Ольга Покровская Полцарства

полцарстваУдивительно проникновенный, глубоко человечный и одновременно полный эмоционального накала роман напоминает о вечных вопросах, ответ на которые каждому приходится искать самостоятельно. В его центре — дружная семья Спасёновых, владеющая редким по нынешним временам сокровищем – умением поддерживать в доме старинный уют, щедро сдобренный душевным теплом. А еще они умеют помогать друг другу. Однако невозможно всю жизнь просуществовать в пределах этого райского уголка. И первые предчувствия грядущих потрясений кажутся незаметными, их даже можно принять за простой каприз.

Именно так и думает Лёша, муж младшей из сестёр Спасёновых – Аси. Она преподает живопись в художественной студии для взрослых и уже начинает раздражаться от однообразия красивых натюрмортов, которые запечатлевают её ученики. Муж не понимает, в чём дело, хорошая ведь работа и нетрудная, куда еще стремиться и рваться? Может, дело в том, что они живут под одной крышей с Асиной сестрой, надо наконец, обзавестись отдельной квартирой, и всё пройдёт?.. Но Лёшка не спешит продавать свою комнату в замоскорецкой коммуналке, жалеет соседа – вечно пьяненького дядю Мишу, который очень боится каких-нибудь новых жильцов.

Но тут случается беда. Друг семьи Спасёновых, неприкаянный и неустроенный программист и музыкант Женя Никольский, он же Курт, садится за руль после пары бокалов вина и насмерть сбивает человека, того самого дядю Мишу. А энергичная, деловая старшая сестра Софья, оказавшись в тот момент поблизости, поддавшись приступу внезапной жалости, выгоняет Женю из-за руля и берёт вину на себя. Женя, у которого не хватило душевных сил даже побороться за любовь Аси ещё до её замужества, в смятении. Ведь у Софьи маленькая дочка, которую она растит одна…

История нравственного выбора, который приходится делать каждому из героев романа, тесно связана с существованием в одном из московских лесопарков неофициального, чтоб не сказать нелегального приюта для собак. Это и есть «Полцарства». Создал приют подросток-старшеклассник Пашка при ветеринарном кабинете своей родственницы. Сначала пожалел дряхлую собаку, которую хозяева, не желая ухаживать, привели на усыпление. Потом появились другие бедолаги, тоже старые, больные, покалеченные. На приют случайно еще до всех потрясений натыкается Женя… Обстановка этого места удивительным образом действует на всех, кто приходит сюда, будь то брат Аси и Софьи – самоотверженный врач Александр, еще один родственник, модный психолог и коуч Болек и многие другие. Кто-то вдруг оказывается способен проявить лучшие качества своей натуры, кому-то приходится пережить серьезные кризисы столкновения с жестокой реальностью, без которых невозможно обрести себя.

Переживает вместе с ними и читатель, ведь роман захватывает его сразу, погружая в атмосферу происходящего. Текст будто оживает — сквозь печатные строки сквозит тёплый весенний ветер, по страницам мелькает кружевная тень деревьев… «Парк, запечатавший в себе детство Жени Никольского, был стар и хорош. Вековые липы так незапамятно давно росли в обнимку с фонарями, что окончательно переплелись и стали половинками друг друга. Фонари зацветали в июле и посыпали пыльцой гуляющих граждан, а у лип время от времени перегорали лампочки. Всё детство он заходил в этот парк, как в книжку с картинками…».

Воспоминания детства прекрасны и спасительны, счастлив тот, кто умеет обратиться к ним. Однако так устроены мир и судьба, что из теплого надежного дома придётся выходить навстречу ветрам, дождям и холодам, может быть, даже совершать ошибки, но главное – не быть безразличным.