Былое, премьеры, луковый суп

Весь мир театр — это давно известно. Будь то настоящий театр с занавесом и поворотным кругом для декораций или шоу одного актера, которое разыгрывает на базаре разносчик супа.

От мемуаров до сказок

Во время Московской международной книжной выставки-ярмарки на площадке у Первого микрофона состоялась презентация книги знаменитого актера Алексей Баталова «Сундук артиста».

баталовЭто иллюстрированная хроника более чем полувека отечественного кино и отчасти театра. В кино Баталов, будучи подростком, впервые снялся в годы Великой Отечественной войны – в фильме «Зоя». Потом была школа-студия МХАТ, куда приходили прославленные мастера театра – Качалов, Москвин, а сами студийцы ходили в гости к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой.

Алексей Владимирович обращается и к другим сторонам своего творчества, например к работам художника – среди его натурщиков были не только родственники, но и Анна Андреевна Ахматова. В текст книги включены и его сказки, «не совсем сказки и, наверное, не совсем для детей», как утверждает сам автор.

Но основная часть издания посвящена кино, в том числе фильмам, которые уже стали киноклассикой. Баталов повествует о том, в 60-е годы прошлого столетия в мировом кинематографе появился так называемый широкий формат, который решили освоить и в СССР и в производство были запущены два детских фильма – «Айболит» с Роланом Быковым и «Три толстяка» по повести Юрия Олеши.

Презентацию ведут историк Алекс Громов и обозреватель Ольга Шатохина

Во второй картине Баталов стал не только сценаристом, режиссером, но и исполнителем роли канатоходца Тибула, причем главной сценой для его героя был проход по проволоке над площадью на высоте четвертого этажа. Оборудование для комбинированных съемок не было закуплено, и Баталову пришлось самому срочно учиться ходить по канату.

А одна из известнейших ролей Баталова досталась ему почти случайно. «Я уже работал во ВГИКЕ, куда меня в свое время позвал Сергей Бондарчук, когда Владимир Меньшов предложил мне принять участие в его фильме «Москва слезам не верит». Поначалу я отказался, и только упрямая увлеченность Меньшова и стремление тут же увязать все мои трудности с планом съемок решили дело. Кроме того, он замечательно придумал, что Гоша – это синтез моих прошлых ролей: помесь физика (он работает с учеными) и рабочего – золотые руки (вроде Журбина). Но главное, картина без экспедиций, всего один выезд за город. Так что моей работе в институте это не мешало, и я согласился». В тот момент никто не предполагал, что картина станет одним из самых популярных в СССР фильмов, а потом получит «Оскара».

затерянные сказкиТакже на презентации была представлена книга дочери артиста – Гитаны-Марии Баталовой – «Затерянные сказки». Красочное издание содержит поучительные истории о самых разных людях, чудесах и диковинках. Так в сказке «Скупец» описан жадный торговец, который никогда не помогал никому, но мечтал стать самым уважаемым купцом. Ради этого он был готов на что угодно. И вот однажды ему встретился странный человек-ящер, который обещал помочь исполнить заветное желание. «На следующий день он уже был в Москве. Всюду, где купец ни появлялся, встречал почёт и уважение. Купец Савелий вывозил сани на широкие площади и давай голосить, расхваливая свой товар. Среди людей то здесь, то там купец замечал человека-ящера. Тот был намного выше людей, но для них оставался невидимым и бестелесным. Человек-ящер, подметив важных горожан, раз – и обернёт их в сторону саней купца Савелия». Но успех оказался недолгим, а расплата жестокой. В сказке «Тайна Петрушки» повествуется о князе и коварном чародее, который давал нехорошие советы, и однажды превратил шустрого скомороха в блестящую игрушку, большеголового Петрушку. В «Золотом колокольчике» рассказывается о поединке князя и его ополчения с крылатым змеем. Книга проиллюстрирована работами художницы Марины Миллер.

Новый сезон Театра Луны

В московском «Театре Луны» под руководством народного артиста России Сергея Проханова состоялся сбор труппы, предшествующий открытию 24-го театрального сезона.
В уютном помещении малого зала, в почти семейной обстановке, художественный руководитель театра Сергей Проханов поприветствовал актеров и объявил планы на новый сезон.
Sergey ProkhanovВ начале октября режиссер Павел Урсул приступит к репетициям спектакля в жанре черной комедии по пьесе современного драматурга Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски». Затем в планах театра новый детективный спектакль с рабочим названием «Сомнительные удовольствия» в постановке актера и режиссера Дмитрия Бикбаева по роману Александра Звягинцева «О чем молчал прокурор». В дальнейшем Сергей Проханов планирует представить театральной публике два новых спектакля в своей постановке: мелодраму под рабочим названием «Матриархат», а также музыкальный спектакль «Большой взрыв».
«В нашем театре очень много талантливых поющих и танцующих актеров, так что нам обязательно надо поставить музыкальный спектакль в новом сезоне!» — добавил художественный руководитель театра.
general icПосле объявления планов Сергей Проханов вручил подарки и цветы актерам, которые отпраздновали в течение прошедшего сезона свои юбилеи. В их числе были Ирина Штраус, Марк Рудинштейн, Юрий Чехов, Михаил Полосухин, а также первый заместитель художественного руководителя Александр Комов.
Затем Сергей Проханов представил труппе молодую актрису, влившуюся в коллектив, Елену Новикову, которая, кстати, уже получила роли в спектаклях «Ночь нежна» и «Аничков мост».
Под конец, в торжественной обстановке и под несмолкающие аплодисменты были вручены дипломы и заветные статуэтки «Ромашки» победителям  внутритеатральной премии, учрежденной в 2000 году в память о народном артисте РСФСР Анатолии Ромашине и присуждаемой по итогам зрительского голосования актерам, занятым в премьерных спектаклях минувшего сезона.
В этом году лауреатами премии стали актеры, играющие в трех спектаклях: Евгения Евчина и Артем Чилек («Близнецы»), Юлия Елхимова и Артур Походня  («Мне не больно»), а также Надежда Луцкая и Захар Ронжин («Карлсон на Луне»).
24-й театральный сезон «Театр Луны» в этот же день открыл премьерой прошлого сезона «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон» в постановке Сергея Проханова.
В новом сезоне «Театр Луны» также отроет новое здание детской театральной студии «Маленькая Луна» и отметит юбилеи трех популярных спектаклей. Первым свое 10-летие отметит спектакль для детей «Оскар и Розовая Дама», в марте 2017 года мюзиклу «Губы» исполнится 15 лет, а в феврале следующего года легендарный спектакль «Ночь нежна» отметит свое 20-летие.

Фото Елены Киселевой.

Элитное превращение простой похлебки

луковицаНаступает холодное время года, а потому  любители вкусно и полезно поесть переключаются с прохладительных окрошек и фруктовых салатиков на что-то погорячее и посущественнее. Диеты из одного салатного листика и чайной ложечки кефира, конечно, тоже имеют своих приверженцев. Но общий тренд разворачивается в сторону относительной гармонии между «сытно» и «здорово».  И при внимательном рассмотрении того, что нынче украшает меню прославленных ресторанов, иной раз открываются удивительные вещи.

К примеру, французский луковый суп. Кушанье, которое когда-то было простейшим и готовилось как бы между делом, превратилось в парадное не только из-за общей тенденции превращения крестьянских блюд в ресторанные. Хотя оный суп и к королевским причисляют. Но если вспомнить канонический рецепт, вдуматься и представить: в харчевне по-любому печь горячая, готовится что-то еще, а лук на сковороде тихо карамелизуется, не требуя специального внимания и усилий. И горшок с бульоном горяченьким тут же в печке. То есть, по мере необходимости — порцию лука в плошку, черпак бульона туда же, чем_там_еще_приправить, кусок хлеба сверху, сыр — и уже глиняную плошку ненадолго в печку. И вот он, великий суп, действительно горячий, сытный, вкусный.

То же и в доме, где в холодное время года печь неминуемо топится каждый день, а как иначе?

А на современной кухне все надо делать специально. Варить бульон (ну, это ладно). Готовить лук (часа эдак два). Включать духовку\гриль для расплавления сыра на хлебе. Ради двух тарелок на повседневную трапезу к такому подвигу приступать… Только для толпы гостей и то не всяких. Да и мода на здоровое питание заставляет без восторга относиться к долгому томлению овоща, сколь бы приятным на вкус ни был результат.

Супу фо бо, где тонкие мясные лепестки варятся прямо в чашке, будучи залиты кипящим бульоном и приправлены свежей зеленью, в этом смысле намного больше повезло.