Изнанка, тайна, закулисье

Некоторые книги в одно мгновение ломают устоявшиеся стереотипы. Другие, напротив, сами покрыты вековой пылью устоявшейся привычности, но стоит лишь ее стряхнуть…

Красные золотопогонники

В рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки на стенде издательства «Кучково поле» состоялась презентация новой книги известного военного историка, доктора исторических наук Андрея Ганина «Повседневная жизнь генштабистов при Ленине и Троцком».

Ганин-обл (2)В своем выступлении автор отметил, что вот уже четверть века, по сути весь постсоветский период, история Гражданской войны в России исследуется однобоко, с заметным перекосом по количеству изданных книг в сторону антибольшевистского лагеря. В результате практически забытой оказалась история Красной армии, и в общественном сознании даже начало утрачиваться понимание того, кто же победил в Гражданской войне и почему это произошло.

Ответ – не только в численности красноармейцев, но и в том, кто ими командовал. В Рабоче-крестьянской Красной Армии в 1918 — середине 1919 годов генералов и штаб-офицеров, которые окончили Николаевскую военную академию, было в 1,7 раз больше, чем тех, которые служили в Белой армии у Колчака и Деникина. «Победа  Красной  армии  была  достигнута  не  только  железной  волей  и  революционным  энтузиазмом  партии  большевиков,  - говорится в книге, — не  только  массовыми  мобилизациями  и  беспощадным  карательным  аппаратом.  Сегодня  очевидно,  что  ее  достижение  было  бы  невозможно  без  опыта  и  знаний  бывших  офицеров,  пошедших  в  новую  армию  в  качестве  военных  специалистов  (военспецов).  Не  умаляя  заслуг  других  категорий  командного  состава  Красной  армии,  отметим,  что  среди  десятков  тысяч  бывших  офицеров,  оказавшихся  у  красных,  наибольшую  ценность  для  строительства  вооруженных  сил  представляла  сравнительно  небольшая  группа  бывших  офицеров  Генерального  штаба,  олицетворявших  интеллектуальную  элиту  старой  армии,  ее  «мозг». 

Андрей Ганин представляет свою книгу

Андрей Ганин представляет свою книгу

Без  вольного  или  невольного  содействия  примерно  полутора  тысяч  высококвалифицированных  генштабистов  создать  регулярную  армию  и  победить  многочисленных  врагов  большевики  бы  не  смогли.  Однако  партийные  триумфаторы  практически  сразу  после  Гражданской  войны  забыли  о  тех,  кому  обязаны  победой.  А  вскоре  вычеркнут  из  советской  истории  оказался  даже  человек,  руководивший  политикой  привлечения  бывших  офицеров,  вождь  Красной  армии,  один  из  партийных  лидеров  того  времени  Лев  Троцкий…».

В основу книги положены уникальные материалы 26 архивов России и зарубежных стран, включая архивы спецслужб и семейные архивы. Автор рассказывает о мотивах  вступления  офицеров в  Красную  армию, ее отцах-основателях, заговорах и изменах, приспособленцах и идейных офицерах, красных командирах и чекистах, жилищных условиях и имуществе, отдыхе и социальном обеспечении.

 Новая жизнь великого детектива

шерлокКнига будет особо интересна тем, кто в ожидании нового сезона сериала «Шерлок» уже, как говорится, включил режим Хатико. Внушительное издание посвящено всем аспектам работы над этим сериалом, который сделал суперзвездами исполнителей главных ролей – Бенедикта Камбербэтча и Мартина Фримена. Создатели «Шерлока», чьи рассказы собрал в этой книге Стив Трайб, подробно объясняют, как им пришла в голову идея перенести классические рассказы Конан Дойла в современность. Ведь в каждой стране — свой великий сыщик, свой Шерлок Холмс. И у каждой эпохи он тоже свой. Но некоторые из них становятся не только популярными персонажами, но классикой жанра — причем во многих странах.

Красочный альбом содержит подробный, в словах и картинках, рассказ о том, как сценаристы, актеры, костюмеры, мастера спецэффектов сумели явить миру радикально осовремененного и при этом классического Холмса. Оказывается, это возможно — перенести викторианские сюжеты Конан Дойла в наше время, сохранив при этой сложной манипуляции всё то очарование, которое позволило мистеру Холмсу оказаться единственным выжившим среди себе подобных.

Ведь во времена сэра Артура детективы «с дедукцией» не писал только ленивый, но из всей обширной когорты тогдашних экстравагантных и таинственных разгадывателей преступлений до наших дней дошел только тот, кто жил на Бейкер-стрит. «Мы догадывались, что Шерлок Холмс станет понятнее, если попадет в мир зрителя, — поясняет продюсер Марк Гаттис. — Странный юноша с невероятным чувством справедливости, чей старший брат занимается чем-то таинственным на государственной службе… мы решили сдуть с наших героев викторианскую пыль, чтобы как следует рассмотреть фантастическую дружбу между двумя удивительными людьми…».

В работе над сериалом значительное место занял подбор современных аналогов явлениям эпохи Конан Дойла, анализ каждой детали – что можно оставить, а что лучше изменить, как, например, речь персонажей. «То, что они говорят как современные люди без всяких там «элементарно» и всего прочего, — своего рода акт освобождения… Мы просто взяли и позволили им говорить так, как говорят сейчас… На самом деле это «отступление» приблизило диалоги и героев к оригиналу. Тогда они говорили, как их современники…». Зато обмен телеграммами, столь характерный для классических рассказов о Холмсе, оказалось вполне возможным сохранить: «После стольких лет пользования телефоном все мы обнаружили, что действительно хотим отправлять друг другу телеграммы». Правда, называются они теперь sms-сообщениями…

Столь же тщательно прорабатывались все эпизоды – в новой версии «Собаки Баскервилей» страшная легенда переплетена с темой химического оружия, вызывающего галлюцинации, и приправлена историей о том, как превратить жуткую собаку в приманку для туристов.

Кинокулинария

С одной стороны сборники рецептов никто за полноценную книгу не считает, с другой – немного найдется произведений из разряда высокой классики, в которых бы герои не вкушали пищу или не рассуждали бы о ней. Кулинарные метафоры и пословицы пронизывают всю нашу жизнь. А кстати, в Европе кулинарная проза давно считается полноправным и почтенным литературным жанром.

кинокулинарияОдним словом, пора вспомнить Грету Гарбо в роли комиссара Ниночки (в одноименном фильме), которая спорила с хозяином ресторанчика: «…Никогда не думаю о еде. – Не думаете о еде? А о чём же тогда вы думаете? – О будущем простого народа. – Тоже вопрос питания…»

Эта книга наглядно демонстрирует, что историю кинематографа можно без малейшей натяжки написать в жанре меню. И получится очень наглядно. «Метание тортами началось с так называемых «кистоунских комедий» Мака Сеннета в 1910 году… Почти во всех картинах Чарли Чаплина есть «гастрономические» эпизоды. Наверно, в этом виновато его нищее детство». Чарли испытывал на себе машину для кормления в «Новых временах», швырялся макаронами в «Великом диктаторе». А как, интересно, ему задолго до эпохи спецэффектов удалось столь правдоподобно скушать на экране ботинок в «Золотой лихорадке»? Достопамятный башмак был сделан из сладкой древесной смолы – лакрицы.

Нет ни одного фильма об итальянской мафии, в котором не показали трапезу. Крестные отцы непременно будут сидеть в уютном ресторанчике и вкушать телячьи отбивные. И даже их подручные, заскочив домой за лопатой, дабы ликвидировать результат разборки, скорее всего нарвутся на темпераментную итальянскую маму, которая не допустит, чтобы мальчики приступали к тяжелой физической работе, не заправившись предварительно домашней пастой и горячими картофельными клецками-ньоки.

…А что символизирует нормальную жизнь в искусственном мире «Матрицы»? Свежеиспеченное шоколадное печенье, которым Оракул угощает Нео.