Лучшие книги ММКВЯ

приметы будущегоБудьте лояльны к Будущему! Вступайте в его ряды прямо сейчас, не дожидаясь, когда оно станет Настоящим! «Приметы Будущего» — сборник произведений, объединенных темой представлений о Будущем, включает в себя порой весьма неожиданные версии грядущих дней, веков и тысячелетий. Среди авторов — А. Александер, С. Н. Табаи, К. Сарсенова, А. Санти, А. Громов, О. Шатохина, О. Дыдыкина, А. Васенов, М. Попов, К. Магнус, Т. Безуглая и другие. Новые усовершенствованные коммуникации, доступные по подписке артефакты, чудеса глобальные и жилищные дополнены офисными ритуалами, а также байками бывалых цивилизаторов – и они знают, о чем говорят. Неважно, сколько голов у твоего делового партнера, если прибыль возрастает…

Иногда Будущее демонстрирует удивительную ироничность. Так, в рассказе «Ошибка Рэя Брэдбери» обыгрывается хорошо известная всякому почитателю великого фантаста тема запретности книг. Но будучи мастерски вывернута наизнанку, она предстает в неожиданном обличье – мир, в котором книги не только не запретны, но обязательны к хранению и перечитыванию. Но какие книги? И есть ли среди них место произведениям самого Брэдбери?..

Будущее может оказаться и царством гаджетов, сосредоточием наводимых ими мороков, как это описано в рассказе «Хочу настоящее!». Над доведением имитаций и иллюзий до совершенства трудится обширная корпорация. «Музыка и видеофайлы распространялись как по общему сетевому каналу, так и по каналам индивидуальным. Хочешь послушать, что ты сам хочешь, – приглуши общий канал, ну, чтоб быть в курсе, что слушает Шеф и его Первый зам, и поставь развлекательные файлы под свои предпочтения – никто, кроме тебя, их не увидит и не услышит… Поэтому на праздниках в Департаменте PCI никогда не бывает кислых лиц, всем всё нравится!». Однако настанет момент, и паутина искусственного бытия истончится, начиная пропускать давно, казалось бы, забытые мечты и воспоминания.

А в рассказе «Фальшивка» антикварная лавка легко превращается из хранилища старинных редкостей в поле битвы вселенского масштаба: «Блестящие глаза старика смотрели, казалось, поверх заполнившего комнату мрака – в пространство, видимое ему одному.

— Испокон веков мой род служил и добру, и злу, поддерживая тем самым равновесие на нашей хрупкой планете. В течение многих тысячелетий темнейшие из темных и светлейшие из светлых приходили в мой магазин, чтобы приобрести то, в чем они нуждались больше всего на свете. Но не каждый из них знал, что ему требовалось на самом деле…». И если кому-то кажется, выгодной сделкой приобрести в такой лавке квинтэссенцию неиспользованных шансов, то совсем не факт, что дело не обернется совсем иначе.

Даже общеизвестные исторические события могут с точки зрения землян Будущего иметь абсолютно иной смысл, нежели тот, что зафиксирован в школьных учебниках. Рассказ «Во внимание к благоразумию…» посвящен судьбе русского посланника в Персии Грибоедова. «Ход истории – очень инертный и одновременно крайне чуткий материал. Роль личности в нем неизменно обрастает красочными легендами и строго научными теориями. Но истинная проблема в том, что никто ничего точно не знает. А проверить на практике… Ну, один раз рискнули. Осколки легенд об Атлантиде собирают до сих пор». В общем, не так там всё было, совсем не так, как принято думать. Но всё далекое – близко, и каждый из нас в душе немного инопланетянин…

 

Мохаммад-Казем Мазинани. Последний из Саларов

Последний из СаларовСложный и многоплановый роман современного иранского писателя, вышедший в издательстве «Садра», посвящен истории семьи, связанно кровным родством с династией Каджаров, царствовавшей в Иране на протяжении более чем ста лет. Действие развивается одновременно в нескольких временных пластах, что подчеркнуто оформлением текста разными шрифтами. Последний отпрыск славного рода вспоминает и свою жизнь, и рассказы о том, как жили предки, и все эти рассказы сливаются в единый повествовательный поток.

В романе говорится об исторических событиях и житейских мелочах, которые ничуть не менее важны для понимания характеров и судеб, о придворных интригах и глубоких чувствах. «Никогда Судабе не забудет тот день, когда Капитан пришел ее сватать. Пришел один-одинешенек, только с букетом цветов. Когда отец Судабе понял, что жених его дочери из рода Каджаров, он вспылил, и чуть-чуть бы еще – выкинул бы его из дома. Отец категорически был не согласен отдать дочь в это, по его словам, первобытное племя, где люди больше всего гордятся величиной рогов горных баранов, которые они развешивают по стенам своих жилищ. Юноша и девушка вместе противостояли своим семьям и, быть может, из чувства противоречия, не стали даже проверять свои чувства, а как можно быстрее поженились. Отец Судабе свадьбу бойкотировал, и невесту сопровождала в «эту глушь» лишь ее мать и две тетки. Свадьбу сыграли в главном зале этого особняка, и длились торжества три дня: шазде и Салар-хан изо всех сил постарались сохранить свою честь». Перед читателем предстает обширная и красочная панорама мира, канувшего в прошлое, и в ней судьба одного семейства тесно переплетена с ходом истории. За побуждениями и поступками отдельных людей проступает картина жизни всей страны.

Суруш Читсаз. Дядюшка Навруз и сорок разбойников

дядюшка наврузОстроумная и занимательная книга для детей повествует о сказочной стране Шекарестан, которой посвящена целая книжная серия, выходящая в издательстве «Садра». В этом издании рассказывается о незадачливом разбойнике, которого даже в шайку не приняли, поскольку никаких способностей в нем не увидели. И тогда он, чтобы доказать свою лихость и хитрость, решил похитить самого дядюшку Навруза и потребовать за него выкуп. И ему это удалось… Тут в веселую детскую историю вплетаются слегка печальные взрослые ноты, ведь жители Шекарестана, услышав о похищении, выкуп в тысячу монет так и не собрали. Кто-то поленился, кто-то пожалел дать денежку. Но ведь без дядюшки Навруза весна не наступит… Недаром праздник Навруз символизирует окончание зимы и наступление теплого времени года. Однако пока люди об этом не задумались, они просто достали обратно теплую зимнюю одежду и продолжили жить повседневными заботами. Невезучий похититель решил тем временем похвастаться перед шайкой, куда его не приняли. Там его обозвали глупцом, но тысячу монет за пленника выдали, намереваясь потом выручить намного больше. Но радость от денег была недолгой, сначала опять подступили обиды и страхи детства, сначала похититель вспоминает, как в детстве боялся праздника Навруз – а вдруг подарков не дадут, а вдруг лакомствами придется делиться, и самому мало достанется. Потом его начинают мучить угрызения совести, ведь весны-то всё нет и нет. В итоге раскаявшийся герой отправляется выручать пленника, а потом становится трубачом, возвещающим наступление праздника Навруз и начало весны.

 

Карина Сарсенова. Счастье вопреки

счастье вопрекиСборник поэтических и драматических произведений известной писательницы и профессионального психолога посвящен вечным вопросам, свой ответ на которые каждому новому поколению людей приходится искать заново, обращаясь за помощью к мудрости, накопленной предками. Она может быть сохранена в прекрасных произведениях искусства, в чудесных преданиях о всепобеждающей силе любви, которая единственная способна развеять мрак, даже когда казалось, что все шансы уже утрачены. Недаром в драме «Подпись» родительская любовь спасает от гибели сыновей, которые до такой степени поддались ревности и зависти, что подписали договор с дьяволом, лишь бы суметь каждому из них превзойти и погубить родного брата.

В пьесе «Космос: битва за бессмертие» рассказывается о том, как царь Атлантиды передал своей дочери секрет эликсира бессмертия, предупредив при этом: «Но у любой медали есть оборотная сторона. Сила твоя — она же твоя слабость. Ты не погибнешь ни от огня, ни от воды. Оборвать твою жизнь может только тот, кого ты любишь больше всего на свете. Твой друг — он же и твой враг, дочь моя». В книгу включен и текст киносценария «Заложники миров», в котором говорится о неисправимом романтике Нико, ищущем истину.

Лирическая поэзия представлена в книге яркими, искренними строками. «На стыках неба и земли, / Там, на границах дня и ночи… / И мы с тобой туда же шли / Меж пар счастливых, среди прочих…» Продолжая и развивая традиции классической русской поэзии, затрагивая самые волнующие темы человеческого бытия, автор обращается к читателю, как к собеседнику, делясь радостями и тревогами, уделяя внимание самым, казалось бы, незаметным оттенкам человеческих чувств…

 

Карина Сарсенова. Грядущий след: человек седьмой расы

след1В этой глубокой и многоплановой книге показано, как менялись человеческие представления о добре и зле, окружающем мире, как и почему возникали у людей различные иллюзии и предрассудки. «Неправильное восприятие или истолкование идей или их искажение в процессе воплощения в жизнь зарождает иллюзии». Но «проходя» через них люди и общества отчасти преодолевают суеверия и фобии, свойственные прошлому. Кризис духовности в цивилизации неизменно приводит не только к росту агрессии, но и к потере смысла жизни у многих людей, и тут оказывается необыкновенно важным умение усваивать уроки, которые преподают жизнь и судьба. «Каждый получает только то, что заслуживает, в позитивном и негативном смыслах. Обладать известным характером, а значит обусловленным им здоровьем, моделью поведения, мышления и эмоционального реагирования;  жить в конкретной стране; пребывать под определенной государственной властью — мельчайшая деталь жизни является отражением уровня развития души».

По мере развития человечества происходит не только увеличение числа знаний, теперь доступных миллионам, но и отчасти негативных явлений — распространения всевозможных фобий, и активизации тех самых энергетических вампиров. «Они — профессиональные актеры, непрерывно совершенствующие мастерство и прекрасно вживающиеся в требуемый образ… По сути оставаясь чужими, они везде принимаются за своих». С подобными людьми приходилось сталкиваться, наверное, каждому, они способы играть самую разрушительную роль применительно к самооценке, душевному равновесию, самостоятельности в принятии решений. «Какую бы сторону вы ни выбрали окончательно, первое и основное правило совершения любого поступка — его осознанность. Осознанность — это понимание и принятие необходимости действия и ответственности за него… Осознанность — всегда гармоническое единство мысли, чувства, слова и физического действия». Ясное понимание всего, что связано с тем или иным поступком, является одним из важнейших условий развития человеческой личности и критерием ее зрелости.

 

Марта Таро. Бомба для графини

бомба для графиниЭтот роман примечателен и виртуозно выстроенным напряженным сюжетом, и глубокой проникновенностью лирической линии. Он открывает серию «Галантный детектив», посвященную сложным коллизиям из жизни двух русских дворянских семейств в первой половине XIX века. В центре первого повествования, – судьба благородной семьи, матери и трех юных дочерей, чей единственный сын и брат оказался причастен к заговору декабристов. Несчастная мать до последней минуты не догадывалась об этом. «Девочки склонили друг к другу кудрявые головы и о чём-то тихо шептались. Юные и прекрасные. Нежные, как бабочки… Графиня не стала окликать дочерей, просто не могла — цеплялась за последние минуты прежней жизни… Владимир тогда вернулся домой непривычно растерянным, а уже через час заказал почтовых и ускакал в полк. Перед отъездом он успел сказать матери то, что скрывал от неё последние три года. С ужасом узнала Софья Алексеевна, что её ребёнок давно состоит членом тайного общества, задумавшего переменить порядки и власть в России». В самом восстании он не участвовал, но от ареста это его не спасло. Но это не единственное горе, постигшее семью. Дальний родственник, человек влиятельный, но бессовестный, уже придумал коварный план, как отобрать у матери и сестер «мятежника» всё их имущество и состояние. В этот отчаянный момент старшая из сестёр получает от бабушки в подарок имение в Полесье, но оно изрядно пострадало еще во времена наполеоновского нашествия. Чтобы сделать это владение доходным, предстоит немало потрудиться. Впрочем, графиня Вера даже рада возможности заняться делами, чтобы забыть и свою первую безответную любовь, и разочарование, которое она ощутила, когда показавшийся в первый момент привлекательным командир полка, где служил ее брат, отказался помочь в хлопотах за арестованного. Однако незадолго до ее отъезда начинаются пугающие события…

 

Дмитрий Щедровицкий. Два пути

два путиКнига видного ученого-библеиста, знатока древних языков и философа начинается со всестороннего рассмотрения одного из известнейших фрагментов Нагорной проповеди – того самого, говорится о запрете давать святыню псам и рассыпать жемчуг под ноги свиньям. Автор подробно исследует всё, связанное с этим текстом, в частности, указывая на его связь с ветхозаветным запретом продавать пастушескую собаку и вносить вырученные деньги в Храм как пожертвование. Но существует и множество других смысловых пластов, прежде всего, предостережение от того, чтобы «святыней» не завладели лицемерные люди, увидевшие в этом дополнительную возможно обрести неограниченную власть. «Заметим, что «перед свиньями» запрещено бросать именно жемчуг. С древних времен жемчуг – символ тайного учения, открываемого Богом только тем, кто, усовершенствовавшись в любви, приготовился к его восприятию. Об этом апостол пишет: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными… Премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей… (I Кор. 2, 6–7) Читаем Евангелие далее: «Просите – и дано будет вам, ищите – и найдете, стучите – и отворят вам… (Матф. 7, 7) К чему призывает нас Иисус этими словами? К напряженной и постоянной духовной активности! Человек, который думает, что он уже нашел все, понял все, достиг спасения и ничего ему больше не нужно, – собственно, и начинает уподобляться упомянутым псу или свинье». При этом искреннее стремление к высоким истинам означает необходимость пройти многотрудный путь, преодолев и узкую каменистую тропу, и «тесные врата», возле которых надо неустанно бодрствовать и усердно стучать в замкнутые створки. Но прежде всего их надо найти…

Дмитрий Щедровицкий. Свет, который в тебе
svet_рекламаВиднейший исследователь Библии продолжает в этой книге анализировать Нагорную проповедь, затрагивая на этот раз такие во все времена актуальные темы, как смысл молитвы «Отче наш» и утверждение, что Бог есть любовь. «В Нагорной проповеди впервые прозвучала одна из великих молитв человечества – «Отче наш». Обратим внимание на то, что в этой молитве все прошения излагаются от лица братства, общины («наш», «нам», «нас»). И нет ни одного прошения от первого лица единственного числа! Человек в этой молитве не обращается к Богу со своими отдельными, частными нуждами. И да же просьба о пропитании – «хлеб наш насущный даждь нам днесь» («дай нам на сей день») – возносится одновременно из многих уст, а не из одних… Почему это так? В иудейской традиции, восходящей к глубокой древности, большинство молитв произносится от лица народа или общины». Недаром говорится, что взаимное отражение человеческих чаяний, отражение личностей друг в друге – это и есть суть бытия.
Автор подробно раскрывает важнейшую тему единения человеческих душ, логически переходя к размышлениям о том, как отзываются в судьбе человека его поступки. «И вот, читая молитву «Отче наш», мы доходим до таких слов: «…И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…» (Матф. 6, 12) Или, в церковнославянском звучании: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Какой же закон выражен в этих словах? Закон «зеркального воздаяния» – один из основных духовных законов мира!». Далее анализируется притча о человеке, которому властитель простил огромный долг, но он вместо того, чтобы передать дальше отблески озарившего его света, начал сам требовать долг с того, кто был должен ему не в пример меньшую сумму, и за это постигла его кара.

Олег Жданов. Путеводитель по улицам Москвы. Замоскворечье

по улицам москвыИстория родной страны, города, улицы — это не вовсе не что-то абстрактное и отвлеченное, а реальность, в которой мы живем. Москва — один из самых востребованных городов Современности. Но и история этого города — не менее увлекательна, и если смыть пену стереотипов, то можно узнать множество полузабытых преданий и легенд, которые и создают чарующую атмосферу, позволяющую себе вообразить, как всего шесть столетий назад в Кремль торопился гонец, несущий весть о победе над неприятелем.

Не спеша, пройдясь по московским улицам, можно, присмотревшись, увидеть следы былых эпох. «…А находитесь вы сейчас в действительно легендарном месте. Если вы – женщина, загадайте желание. Нет-нет. Никаких сумочек и путешествий. Только вечные, пусть и традиционно женские желания: любовь, хорошая семья, прекрасные дети, счастье в доме, достаток и творчество. Загадали? А теперь приоткрою завесу тайны. Культ Параскевы Пятницы, которой молились на этой площади тысячи людей на протяжении многих веков, очень во многом унаследовал приметы культа древней языческой богини Мокоши, которая хранила прядение, шитьё, брачные узы, деторождение, здоровье людей и скота».

Серия «Уютные легенды», которую открывает путеводитель по Замоскворечью, создана для самостоятельных, семейных прогулок по городу. В первом томе много легенд, версий и даже местной, локальной мифологии, совсем немного дат и академических описаний исторических пластов, позволяя окунуться в былое.

Дмитрий Гарин. Время орка

время оркаЭто роман — не только о сражениях и приключениях, но и о поиске себе, и о том, как порой непросто найти общий язык с теми, кого принято называть другими — причем каждая из сторон считает, что другие — именно те, а не они сами. Автор виртуозно рисует красочный мир, в котором есть место и жестоким схватка, и проявлениям благородства, и глубоким чувствам. «Иногда Ош отвлекался, разглядывая Зору. Она сидела рядом с Адамом, который правил повозкой. Теперь девушка не закрывала глаза капюшоном, и ее медно-рыжие волосы струились по спине и плечам сверкающим водопадом. Впрочем, маскировка была ни к чему. Тщательно вымытая, причесанная и одетая, она выглядела как настоящий человек. Только яркие морошковые глаза, хищные зубы да заостренные уши выдавали ее истинную природу. Встречные же принимали ее за кольценоску: так называли уроженцев Предела».

Орки и люди непримиримо враждуют, но если вдуматься, то за взаимной ненавистью скрывается жажда выживания любой ценой и страх перед завтрашним днем. И у тех, и у других. Но война между людьми и «дикарями» идет на истребление. Впрочем, даже здесь не всё так просто: «Орки — это идея. Пока угроза их нападения нависает над людьми, они многое простят нам, но, если она исчезнет, народ может обратить свое внимание на нас. Вам нужно такое внимание, милорды?».

Однажды орк по имени Ош, чудом выживший, когда было уничтожено всё его племя, и примкнувший к другим таким же одиночкам и изгнанникам, сбившимся в стаю, решается на отчаянный поступок. Узнав от захваченных пленников, юного аристократа из знатной, но бедной семьи, и его наставника, о том, что люди на королевской службе получают земельные наделы, Ош намерен обратиться к властителю и предложить ему услуги орков, они же храбрые умелые воины. А король, надеется Ош, мог бы дать им землю и защитить от преследований…