Выставка оптических иллюзий

По 15 октября в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге проходит выставка-фестиваль оптических иллюзий в визуальном искусстве FocusFest. Вход свободный. Выставка организована ЦВЗ «Манеж», совместно с Творческим Союзом АПозиция, при поддержке Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Оптические иллюзии относятся к самой сути изобразительного искусства. Искусство, чья история насчитывает больше тридцати веков, все это время было занято созданием иллюзий. С некоторыми из них зритель познакомится на временной экспозиции Focusfest, организованной в уличном пространстве на улице Якубовича. Такой «выход в город» совершается впервые: одна из самых известных в городе выставочных площадок, «Манеж» теперь включает в свою орбиту прежде неприметный городской бульвар, идущий вдоль левого фасада Центрального выставочного зала.

На выставочных стендах представлено восемь эпизодов, связанных с разными эпохами и именами, хотя их может быть во много раз больше: ведь оптические иллюзии неотделимы от вопроса «что такое правда в искусстве». Эту проблему решали для себя все художники, начиная от античного живописца, чье имя история не сохранила, и заканчивая сегодняшними амбициозными студентами художественных академий.

Дольше всего жизнь живописных иллюзий сохраняется в местах развлечений — цирках и балаганах, где люди до сих пор продолжают отдавать им свои эмоции со всей силой и непосредственностью. Тот первобытный человек, что нарисовал на стене пещеры как живого скачущего бизона, своими глазами не был способен увидеть картину, созданную по всем правилам реалистической живописи позапрошлого века. Но уже древние римляне высоко ценили, как натурально были нарисованы фрукты или птицы на стенах их жилищ. Начиная с эпохи Возрождения «похожесть» была для искусства одним из главных положительных качеств, к ней стремились.

Русские художники к этой творческой дискуссии подключились всего триста лет назад. Добиваясь максимальной достоверности изображения в натюрмортах, выписывая «как настоящие» складки ткани, они слишком дорожили мнением зрителя и никогда не стремились ввести его в заблуждение. XX век смог поступить радикально, втащив в искусство саму вещь вместо того, чтобы ее изображать.

Человеческий глаз, который в первую очередь участвует в создании искусства, всегда будет и его адресатом: он меняется вместе с искусством и воспитывается им. Описание живописной иллюзии, которое все знают и помнят с детства, — это, конечно же, очаг и котелок на огне, нарисованные в каморке Папы Карло. Любой современный зритель волен поступить с искусством точно так же, как Буратино. Но в мире, где человек ежесекундно окружен миллиардами изображений, проверять каждое на подлинность не хватит сил и времени, и эту работу за него выполняет современное искусство.