«Русская икона — уникальное явление»

Книга «Благовещение. Хроники спасённого иконостаса» Олега Здановича и Глеба Гусакова (Донбасс) повествует о почти детективной истории обнаружения и спасения четырех древних (конца XVI столетия) уникальных икон московско-строгановского круга «Благовещение», «Вознесение Господне», «Успение» и «Св. Троица». Подробное описание реставрационных работ будет интересно, в первую очередь, специалистам, хотя любой читатель, листая страницы с репродукциями, может увидеть, как чёрная доска, на которой едва-едва просматриваются силуэты святых, возвращается к изначальному состоянию великого произведения искусства в игре красок и золоте нимбов. Научным консультантом и автором предисловия выступила ведущий научный сотрудник отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств, лауреат Госпремии РФ Л. Бусева-Давыдова.

А вот глава «Путевые заметки донецких собирателей» — захватывающий и живой рассказ, чем-то напоминающий «Чёрные доски» Солоухина. О родстве двух текстов говорят и сами авторы. Вся эта часть написана в форме диалога между соавторами и откровенно повествует об особом, весьма замкнутом мире коллекционеров и торговцев-«антиквариев».

Авторы приводят множество интересных сведений о развитии собирательства в России и на Украине в позднейший, «послеперестроечный» период.

Завершает книгу раздел «Советы начинающим коллекционерам», в котором авторы формулируют основы строгого, практически научного подхода к собирательству древних памятников: подбору памятников для собрания, условий хранения, правильной реставрации, — а также словарь иконописных терминов и антикварных жаргонизмов.

Есть в книге и совсем удивительные, малоизвестные сведения: «…к середине девятнадцатого века, прежде всего во владимирских селах, возникла целая индустрия подделок «под Строгановых». Самые дорогие искусные «подстарки» изготавливали в Мстере. Возами скупались древние доски и обветшалые иконы. Иконы писали в древней манере, с использованием методов искусственного старения… Часто старинщики имитировали гвоздевые отверстия от басменных окладов, утраты, обвалы на полях и якобы древние заделки таких обвалов. Также имитировали царапины, потертости и другие механические повреждения. Что характерно — на старообрядческой подделке никогда не встретишь намеренного повреждения лика. Старообрядцы хорошо понимали, что именно лик — средоточие духовной силы иконы».

 

— Русская икона, если отвлечься от ее религиозной стороны, — говорит знаток древнерусской живописи, реставратор икон Глеб Гусаков, — уникальное явление в изобразительном искусстве. И связано это с тем, что в иконописи существуют определенные правила, как нужно изображать святых. Так называемый канон. И художнику выразить себя в жестких рамках канона гораздо сложнее, чем вне этих рамок. Европейские живописцы эпохи Возрождения ничем не были скованы: им как виделось, так и писалось. Они могли трактовать образ любого святого, как хотели. В православии этого делать нельзя: есть четкий свод правил, и изволь писать, не выходя за их рамки. И русским иконописцам это удавалось…

 

Глеб ГУСАКОВ – издатель и писатель, директор Открытого Крымского фестиваля фантастики «Созвездие Аю-Даг», а также — собиратель и реставратор древнерусской религиозной живописи. Удостоен Архиерейской грамоты УПЦ (Российский Патриархат) с формулировкой «в Благословение за усердные труды во славу Святой Церкви». Автор альбома-каталога «Всем Скорбящим Радость. Православная икона XVI-XX вв. в частных собраниях г. Донецка» и книги «Благовещение. Хроники спасённого иконостаса».

 

ТЕРРААРТ: Иконы, в отличие других, светских произведений искусства, являются одним из воплощений духовной жизни. Что подвигло вас, человека с естественнонаучным образованием, обратиться не просто к собирательству, а к реставрации?

– Вероятно, семейные традиции. Отец мой, тоже человек с естественнонаучным образованием, закончил в своё время и художественную студию, его брат – мой дядя и вовсе был профессиональным художником. В доме имелась (и сейчас имеется, постоянно пополняясь) обширная библиотека, посвящённая искусству вообще и иконописи в частности, в том числе и пособия по реставрации. Отец начинал заниматься собирательством в восьмидесятые годы, когда за это уже можно было не опасаться получить статью «валютные махинации», а вот квалифицированных реставраторов было поискать… Предметы же часто попадались в тяжёлом состоянии, их надо было как-то спасать. К этому времени и относятся мои первые опыты по восстановлению древних памятников. Кроме того, умение реставрировать сильно облегчает жизнь собирателю – сразу по нескольким причинам. Ну, и, наконец, это очень увлекательное, не побоюсь сказать – азартное занятие, невзирая на то, что требует терпения, усидчивости и времени.

ТЕРРААРТ: С чего начинается процесс реставрации?

– Вообще-то, с составления паспорта предмета. Степень сохранности, карта поздних записей и т.д. Необходимо полное знание о «состоянии больного», прежде чем начинать «лечение». А далее в зависимости от обстоятельств: укрепление основы (если необходимо), уничтожение жука-точильщика и плесневых грибков (если имеются), укрепление красочного слоя, опять же – если необходимо; удаление загрязнений и поздних записей…

ТЕРРААРТ: Какие профессиональные знания и умения для этого требуются?

– Как и в любой профессии, тут есть свои секреты, которые непосвящённому даже и не объяснишь. Например, умение на глаз определить наличие поздних записей и сохранность авторского слоя под ним. Или как по внешнему виду потемневшего от времени покрывного лака определить, какими именно химическими реактивами следует воспользоваться, чтобы не нанести ущерб предмету. Умение удалять записи – сродни умению хирурга, кстати, и тут и там часто в дело идёт скальпель. Это уже приобретается с опытом. Можно теоретически знать, как удалить, к примеру, аппендикс, но попробуйте вот так, без подготовки… Но есть вещи абсолютные: доскональное знание техники и технологии создания памятника, характерные именно для данного времени и эпохи, знание иконографии.

ТЕРРААРТ: С какого времени вы стали коллекционировать иконы?

– Первую свою икону я приобрёл в 1988 году — это была довольно рядовая «староверка» (икона, написанная в старообрядческом центре, развивавшемся изолированно от основных школ и оттого со временем утратившем навыки «высокого письма»), Богоматерь Всех Скорбящих Радость. Но тогда она мне казалась самой необычайной и прекрасной. Потом длительное время я приобретал иконы изредка. Постепенно, с накоплением знаний и опыта, развивалось «истинное зрение» собирателя. Я изучал альбомы, ездил на выставки… и как-то незаметно обнаружил, что я уже — коллекционер. Плотно собирательством я занялся уже к концу девяностых…

ТЕРРААРТ: Что делает человека истинным коллекционером?

– Две вещи. Первая — любовь к предмету коллекционирования, это обязательно. Тем более, если речь идёт о таком явлении, как икона, которая пребывает одновременно в двух ипостасях: сакральной (духовной) и эстетической. И вторая — знания о предмете коллекционирования, которые приходят со временем, с опытом. Настоящий коллекционер почти неизбежно становится знатоком. Он собирает не только иконы, но и литературу, он посещает выставки, он сам со временем начинает выпускать каталоги своего собрания, затем — экспонировать свои сокровища. В последнее время стали открываться частные музеи икон. Настоящий собиратель не сидит, как Кощей над златом, над своими шедеврами, а стремится сделать собрание открытым для широкой и научной общественности. Таковыми были Третьяков, Корин, из современных – увы, покойный ныне Михаил Суров – и многие иные. Это последняя, высшая и самая благородная стадия увлекательного процесса под названием «собирательство».

ТЕРРААРТ: Есть ли в вашей коллекции уникальная икона и чем именно она примечательна? Как она у вас появилась?

– Есть, и не одна. По сути, каждая икона в чём-то неповторима, не бывает двух одинаковых, если только мы не говорим о массовом конвейерном производстве конца XIX – начала ХХ веков, но это разговор особый. И всё же… Пожалуй, я бы выделил строгановскую икону XVII столетия «Св. Николай Чудотворец в предстоянии Богоматери на престоле». Помимо уникальной иконографии, икона, по признанию И.Л. Бусевой-Давыдовой, крупнейшего специалиста современности, «относится к лучшим образцам иконописи середины XVII столетия».

История её приобретения тоже достаточно необычна. К концу XIX века олифа, которой была покрыта икона, совершенно почернела, и живопись заклеили поверху хромолиторафией – дешёвой типографской иконой на библейский сюжет — тогда же, то есть, в конце XIX века. Прежний владелец иконы каким-то образом понял, что внизу что-то есть, и эту картинку отодрал, довольно варварски: местами не до конца, а местами вместе с древней олифой, к счастью, не повредив красочного слоя. Конечно же, как только икона попала ко мне в руки, я сразу понял, что это что-то необычное, несмотря на более чем непрезентабельный вид. Трое суток я почти без сна занимался раскрытием – не мог оторваться. Но результат себя оправдал.

ТЕРРААРТ: Стоимость иконы и ее историческая ценность – как они определяются и всегда ли совпадают?

– Стоимость иконы определить не так-то просто. Это многофакторный анализ. Возраст, сохранность, уровень письма, редкость или, напротив, распространённость сюжета – всё следует учитывать. Причём, если для действительно древней иконы по большому счёту критична, и то до определённой степени, сохранность важных элементов – ликов, одеяний святых, архитектуры, то плохая сохранность иконы поздней (XVIII – XX веков) резко снижает цену памятника. Историческая ценность – вопрос ещё более тонкий. Иконы массово писались на Руси в провинциальных исторических центрах, зачастую в художественном отношении они примитивны, но зато дают представление о мироощущении наших предков. Историческая ценность несомненна. Стоимость же такой лубочной иконы, наоборот, невелика. Конечно, подписные иконы знаменитых мастеров, чудотворные иконы и чтимые списки с них, иконы с дарственными и венчальными подписями исторических личностей – тут вопросов не возникает, стоимость таких икон на антикварном рынке определяется словосочетанием «как договоришься». Появление такой иконы это ещё и важное событие в научном мире, среди историков и искусствоведов.

ТЕРРААРТ: Если смотреть с практической точки зрения, то как за последние годы изменились цены на старинные иконы?

– Если в целом – динамика восходящая. Цены неуклонно растут, и даже в периоды экономических кризисов если и снижаются, то не намного и ненадолго. И, как правило, на предметы «среднего эшелона». Уникальные памятники в цене не падают никогда. Антиквар, скорее, предпочтёт переждать неблагоприятный период и придержит подлинный шедевр до лучших времён.

А вот что касается отдельных школ, направлений иконописи – тут зачастую диктует всплеск или снижение цены её величество мода. Так, сейчас, безусловно, переоценены иконы поставщиков двора Николая II. Резко растёт интерес и к «русскому модерну» в иконописи. Соответственно, растёт и цена. После спада ажиотажа и цена снизится.

ТЕРРААРТ: Может ли не профессионал отличить подделку от подлинной иконы? Есть характерные приметы подделок, на которые следует обращать внимание?

– Грубые, примитивные подделки – конечно. Но есть такое жаргонное словечко – «задурок». Этим словечком называют подделку высшего класса, и вот тут непрофессионал бессилен. Современные технологии дают в руки фальсификаторов мощные средства: тут и искусственное старение, и «древняя» стойкая к растворителям олифа и многое другое. Единственное, на чём прокалываются фальсификаторы всегда – иконографические тонкости. Порой по мельчайшей детали я могу сказать: подделка. Такой детали древний иконописец написать не мог. Но не буду здесь раскрывать секреты и тем самым учить мастеров мистификаций.

ТЕРРААРТ: Что бы вы посоветовали человеку, собирающемуся приобрести раритетную икону? И какие условия необходимы для ее хранения?

– Прежде всего, заручиться поддержкой знатока – опытного ли коллекционера, музейного ли работника. И если речь идёт действительно о раритете – серьёзной экспертизой одного из ведущих специалистов.

Хранить же икону надо бережно: необходимо, чтобы в доме был благоприятный температурно-влажностный режим. Как правило, это около двадцати градусов, а влажность — в пределах сорока – шестидесяти процентов. Причём, более сухой воздух, а именно его дают современные кондиционеры и пластиковые окна, вреднее, чем более влажный. Разумеется, не следует размещать произведение в пределах действия прямых солнечных лучей или вблизи обогревательных устройств. Не протирать ничем влажным, и вообще не протирать, пыль лучше снимать специальной метёлочкой. А ещё лучше — заказать на икону киот, то есть закрытый короб, и в нём, под стеклом, хранить, как это зачастую делали в старину.