Итоги Биеннале Архитектуры и АРХ Москвы

Завершили свою работу 5 Московская Биеннале Архитектуры и 21 международная выставка архитектуры и дизайна. В рамках деловой программы Биеннале и АРХ Москвы на 7 дискуссионных площадках состоялось более  80 презентаций, круглых столов, панельных дискуссий и других мероприятий с участием представителей государственных органов, известных российских и зарубежных архитекторов, руководителей и ведущих менеджеров девелоперских компаний, издателей, дизайнеров интерьера, архитектурных критиков и других специалистов.

совок и высоткаЦентральной зоной деловой программы стал лекторий Москомархитектуры «Архитектура для жизни». За пять дней на этой площадке прошло ряд ключевых мероприятий, различавшихся между собой по формату и составу участников, но объединенных главной темой Биеннале этого года – «Архитектура и жизнь».
Первым и, если можно так выразиться, системообразующим мероприятием стала масштабная презентация проекта «Архитектура для жизни» с участием главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова и кураторов Барта Голдхоорна, Елены Гонсалес, Рубена Аракеляна.  В ходе презентации были рассмотрены основные направления архитектурной политики Москвы и освещены будущие знаковые объекты. Кроме того, слушателям были представлены тематические разделы стенда Москомархитектуры и проекты «Архитектура и образ жизни» и «Архитектура и социум», составляющие основу экспозиции «Архитектура для жизни».
Мероприятия Москомархитектуры проходили в течение всех пяти дней работы Биеннале и АРХ Москвы при неизменно заполненном зрительном зале. В лектории состоялись круглый стол «Москва. Новая реальность», посвященный взаимосвязи городской среды и образа жизни и исследующий вопрос о том, что важно в городской среде для всех участников архитектурно-строительного процесса – жителей города, архитекторов и урбанистов, застройщиков и инвесторов; презентация книги Александра Змеула, Эркена Кагарова и Сергея Кузнецова «Скрытый урбанизм. Архитектура и дизайн московского метро 1935–2015» об эволюции архитектуры столичного метрополитена от самых первых проектов 30-х годов прошлого столетия до новейших конкурсных предложений; круглый стол «Архитектура в культурном пространстве города» с участием архитекторов, представителей культурных институций и исследователей современного городского культурного ландшафта, на котором обсуждалась современная архитектура культурных учреждений и общественных пространств – культурных центров, музеев, парков и т.д.
Завершающими мероприятиями программы стали дискуссия «Массовое жилье», где представители Москомархитектуры, архитекторы и девелоперы совместно анализировали новые градостроительные, архитектурные, планировочные и инфраструктурные решения на примере проектов жилых зданий, спроектированных и реализованных согласно стандартам, разработанных Москомархитектурой в 2015 году, и круглый стол «Эстетика повседневного», в фокусе внимания которого была архитектура столичной инфраструктуры – спортивных, медицинских, образовательных, торговых, транспортных и других объектов.
Значимым мероприятием стал круглый стол «Архитектура как образ жизни», организованный Российской гильдией управляющих и девелоперов и интернет-порталом «Квадрум» при поддержке Москомархитектуры. Участники мероприятия – ведущие российские архитекторы и девелоперы – обсуждали на примере успешных реализованных проектов способы превращения домов и пространств между ними в среду для полноценной жизни, необходимый для этого инструментарий и соответствие формулы «мы продаем не метры, а образ жизни» реальной действительности.
Три цикла выступлений – «Образование», «Жилье» и «Транспорт» – были организованы в рамках раздела «Архитектура и социум», куратором которого выступила Елена Гонсалес. Участниками дискуссий наряду с архитекторами стали представители образовательных учреждений Армении и Дагестана, руководители московских парков культуры и отдыха, преподаватели и сотрудники Мосметростроя.
В программу лектория вошла также презентация книги «Практическое пособие. Проектирование стадионов» одного из лучших мировых специалистов в области спортивной архитектуры Мартина Виммера. Эта масштабная работа посвящена истории и особенностям проектирования спортивных объектов от античных стадионов до мегакомплексов XXI века, когда арены превратились в пространства глобальных медиаспектаклей.
Проект «Архитектура для жизни», организованный при поддержке и с непосредственным участием Москомархитектуры, стал одним из центральных событий прошедшей Биеннале. Задачей этого проекта было очертить области присутствия и влияния архитектуры и показать, как архитектура улучшает жизнь людей.
Создатели проекта стремились подчеркнуть, что архитектура может быть применена везде: в интерьере квартиры и в частном доме, в учреждениях и общественных зданиях. Для государственных и частных заказчиков архитектура становится неотъемлемой частью программ, направленных на улучшение условий жизни. В этих случаях значение архитектуры простирается за пределы кирпича, стекла и штукатурки. Архитектура сливается с урбанизмом, ландшафтной архитектурой и дизайном мебели, графическим дизайном и даже бизнес-планами. Она становится проектированием жизни.
В рамках деловой программы Биеннале и АРХ Москвы состоялся «Завтрак архитектора и девелопера» – традиционная утренняя дискуссия на актуальные вопросы индустрии. Это ежегодная встреча архитекторов, девелоперов и представителей государственных органов, которые могут пообщаться в неформальной обстановке и обсудить самые насущные проблемы профессионального сообщества, – одно из наиболее резонансных и ожидаемых мероприятий программы. Главной темой встречи в этом году стала социальная ответственность архитектора. Как определить понятие социальной ответственности в условиях отсутствия законодательных актов в этой сфере? Существует ли некий свод правил – неписаных, но общепринятых, – который может служить стандартом для определения ответственности, либо каждый определяет это для себя? В начале дискуссии, модератором которой была Валерия Мозганова, руководитель отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM, были высказаны две диаметрально противоположные концепции. Согласно первой, сформулированной куратором выставки Бартом Голдхоорном, социальная ответственность архитектора в силу специфики его работы и многих других факторов зажата определенными рамками, и на нее оказывают немалое воздействие требования рынка. Альтернативную позицию озвучил Андрей Боков, президент Союза архитекторов России, по мнению которого если архитектор видит ошибки, просчеты и вообще недопустимые действия, должен отстаивать свою точку зрения перед девелоперами и заказчиками до конца и ни в коем случае не подписывать проект, с которым он не согласен.
Тон последующей дискуссии задал главный архитектор города Москвы Сергей Кузнецов, который подчеркнул, что для понимания сути социальной ответственности необходимо по-настоящему глубоко проникнуть в суть происходящих процессов, понять чаяния людей, для которых делается архитектура, и нащупать некий баланс интересов. Архитектурно-строительный процесс – это вопрос очень серьезной дипломатии и поиск огромного количества компромиссов на каждом отдельном участке работы.
В дальнейшем обсуждении приняли активное участие архитекторы Илья Мукосей, Андрей Гнездилов, Максим Атаянц, Сергей Скуратов, Николай Переслегин, Наринэ Тютчева, представители девелоперских компаний Максим Гасиев и Вера Квятковская и многие другие участники встречи. Среди прозвучавших выступлений можно выделить два основных тезиса, поддержанных большинством участников дискуссии:
9этажка и паруса— нужно искать те архитектурные формы, которые позволят, с одной стороны, реализовать качественный проект, а с другой – сделать так, чтобы его покупали. Это и есть социальная ответственность архитектора;
— в принципе правильнее говорить не столько о социальной ответственности, сколько о профессионализме. Социальной ответственности у архитектора не больше и не меньше, чем у микробиолога, врача и любого другого настоящего профессионала.
Одним из наиболее значимых мероприятий стали конференция и выставка «Приметы городов».
Проект «Приметы городов», организаторами которого выступили коммуникационное агентство «Правила общения» и сообщество ARCHiPEOPLE, собрал лучшие региональные практики в области девелопмента и реноваций, реализованные за последние 10 лет и доказавшие свою жизнеспособность. Цель проекта – свежий взгляд на знаковые города России, которые в разной степени формируют культурный код страны и являются очагами регионального развития. На конференции обсуждались успешные региональные практики в таких категориях, как реновация и реконструкция, общественное пространство, новое жилое строительство, общественное здание, новые курорты и лучшая идея для городского развития. В состав выставки вошли объекты из 14 городов страны – Архангельск, Владивосток, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Казань, Калининград, Красноярск, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Тверь, Ярославль.
В рамках программы Биеннале и АРХ Москвы выступил Жан-Луи Денио – один из самых ярких дизайнеров современности, не раз названный «королем декораторов». Его лекция, организованная журналом AD Russia, вызвала огромный интерес и прошла в переполненном зале – на ней присутствовали около тысячи слушателей. Тема выступления французского декоратора – «Work in progress: рабочий процесс». В ходе лекции он поделился с аудиторией секретами мастерства и рассказал об истории создания своих самых знаменитых проектов во всем мире. Среди них – интерьеры на двух континентах (Париж, Монако, Стамбул, Москва, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Нью-Дели, Капри), а также коллекции мебели для ведущих фабрик: George Smith, Collection Pierre, Jean de Merry и Baker.
Ярким событием стало и выступление еще одного зарубежного специалиста с мировым именем — Кристофера Пирса, руководителя проектной студии и директор департамента Visiting School знаменитой британской школы архитектуры Архитектурной Ассоциации (АА). Кристофер Пирс выступил в ЦДХ в рамках подготовки совместного с МАРШ летнего курса AA, который стартует 11 июля и пройдет в России впервые. Своей лекцией «Обучая архитекторов, переосмысливая архитектуру» он еще раз доказал, что AA является самой новаторской и экспериментальной школой архитектуры в мире. Так он поделился со слушателями методом, изобретенным недавно в его студии – Пирс вместе со студентами изучает продукты, алгоритмы их приготовления и переработки, которым они впоследствии находят применение в архитектуре. Например, процесс ферментации картофеля уже протестирован как новый щадящий метод разрушения зданий.
Полные залы заинтересованных слушателей были также на дискуссии «Лучшее место для жизни: Новая Москва или Московская область?», организованной АНО «Институт современной урбанистики», на рабочих встречах спецпроекта «Архитектура OFF-LINE», на презентациях спецпроектов «HOTEL HOUSE HOME» и «PASSION CALLED PROJECT – Архитектор Марио Беллини», на круглом столе «Ломать нельзя построить: промзоны – новое пространство для жизни в городе» (организатор – бюро коммуникаций «Рупор») и на многих других мероприятиях Биеннале и АРХ Москвы. Немалый интерес посетителей вызвал и пятидневный киномарафон Living Architectures, в рамках которого на специально оборудованных площадках показывались четыре документальных фильма об архитектуре с русскими субтитрами.