Елена Нестерова. Идеальное искусство

Объемистый фолиант, с множеством красочных репродукций картин, многие из хранились не только в музеях, но и частных коллекциях и потому впервые теперь доступны взорам восхищенных зрителей. Почему же в названии употребляется слово идеальное? Поскольку «художники позднеакадемического направления признавали, прежде всего, красоту внешнюю, физическую, понимая ее и как идеальную форму, и как содержание». В издании представлены все разновидности позднеакадемической живописи: историческая, жанровая, пейзаж и портрет, — а также увлекательный рассказ об истории этого направления живописи и его признанных мастерах.

Долгое время (в первую очередь – в советское время) это направление искусства было не в не моде, но потом оказалось, что в последние десятилетия такие работы стали цениться на антикварном рынке, причем как в России, так и за границей. В чем причина такого всплеска интереса к полузабытым мастерам? «После долгих лет господства социального аскетизма и бессеребничества у людей вновь просыпается вкус к красивой жизни… Захватывают дух летящие сквозь пургу тройки Н.Е.Сверчкова, вызывают восторг вечно багровые закаты Ю.Ю. Клевера и роскошь крымской природы в эффектных пейзажах Г.П. Кондратенко, привлекают своей эротикой обласканные южным итальянским солнцем античные красавицы Г.И. Семирадского…».

Среди известных полотен необходимо упомянуть написанных в 1879 году в Париже К.Е. Маковским «Русалок», приобретенных в свою коллекцию императором Александром II. Тот же Маковский считался мастером «головок». Идеальный образ в виде женских головок не раз возникал истории изобразительного искусства, но именно в последней четверти XIX века «головки» стали отдельным самостоятельным жанром. «Подобные произведения, небольшие по размерам и относительно дешевые, охотно приобретались посетителями выставок, подобно сувенирным открыткам, на память. На выставках Санкт-Петербургского общества художников один Е.К.Маковский ежегодно выставлял около десятка подобных произведений».

У позднеакадемических мастеров исторической живописи аромат эпохи ценился больше, чем ее герои. Иначе говоря – художников больше интересовали обстоятельства времени и место действия, чем сами люди и события. «В салонном искусстве праздник заменил собой подвиг… И как бы презрительно ни говорили о салонном искусстве те, кто претендует на «истинное» знание, и ни подвергали это искусство остракизму, можно с уверенностью сказать, что оно будет существовать и процветать в той или иной форме, пока сохраняется в людях тяга ко всему необычному, волнующему, так мало похожему на их повседневную жизнь».

идеальное2

Порой в своих исторических полотнах эти художники искусно смешивали роскошное и ужасное, немыслимые мирские блага и притаившийся рядом злой рок, неизбежную и скорую смерть. Примером может служить картина П.А.Сведомского «Погребение в цветах», на которой изображена расправа императора Нерона над теми, кого он считал своими врагами: «Созванных на веселый пир гостей, когда они, ничего не подозревая, начали пьянеть от крепкого вина и женских ласк, рабы засыпали розами, под тяжестью которых нашли «красивую» смерть все, заподозренные в интриге против тирана. Противоестественное сочетание академически правильного рисунка, тщательной прорисовки декоративных деталей и жестокости эпизода вызывает чувство неловкости, нервный шок, но, несомненно, должно было разжигать нездоровее любопытство зрителя, привлекать внимание натуральностью изображения…». При этом в основу некоторых исторических картин легли не евангельские легенды, а их интерпретации в текстах поэтов-современников – примером может служить картина Г.И. Семирадского «Грешница» по поэме А.К. Толстого. Литературные ассоциации позволяли еще более живо представить изображенную на полотне ситуацию…

Издательство: БММ