Прочтено. Сочтено. Взвешено

Кто выбирает: люди — книги или же книги — людей, которые будут их читать и перечитывать? 10 книг года, которые стоит прочесть и понять.

Алекс Громов, Ольга Шатохина

Эдвард Радзинский. Берегитесь, боги жаждут!

радзинскийИздание, иллюстрированное портретами вождей революций — Великой Французской и отечественной Октябрьской, репродукциями старинных гравюр и фотографий, содержит данные из документов и цитаты из газет и распоряжений. Сравнивая лозунги и дела двух революций, автор находит не только сходство, но преемственность, считая большевиков учениками якобинцев, — в том числе и использовании террора против не только врагов, но тех, могли счесть нелояльными к новой революционной власти. «Вспомним, что придумал фактический глава Революционного трибунала Фукье-Тенвиль, воскресить которого так мечтал Владимир Ильич.

Фукье предложил создавать провокационные заговоры – заговоры, которых не было. В них вовлекали несчастных, чтобы потом иметь основания отправить их на гильотину. Так чистили тюрьмы и избавлялись от неугодных.

Большевики тотчас заимствовали эту практику провокации.

Что такое знаменитая операция «Трест»? Это провокация, лже-заговор. Никакой реальной организации «Трест» не существовало. Ее придумали большевики для того, чтобы выманивать из-за границы врагов».

Но еще ранее сотрудники ВЧК стали использовать подобные лже-заговоры в борьбе с врагами. В том числе – потенциальными.

Уже стоя на эшафоте бывший глава Национального собрания Франции Верньо произнес: «Революция, как бог Сатурн, пожирает своих детей. Берегитесь, боги жаждут!»

Маилис де Керангаль. Чинить живых

чинить живыхРоман французской писательницы, лауреата многих премий, поднимает целый пласт сложных социальных и нравственных проблем. Молодой серфингист, возвращаясь домой с побережья, попадает в автокатастрофу. И теперь его близким предстоит принять тяжкое решение: отключить ли его от аппаратов жизнеобеспечения, отдать ли его сердце на пересадку? Сердце Симона становится центром повествования, вокруг него, словно планеты вокруг светила, вращаются человеческие судьбы, будь то родственники молодого человека, его возлюбленная, медики — от блестящих хирургов до рядовых медсестер. «Теперь сердце Симона перемещалось в пространстве, двигалось по орбите, по рельсам, по дорогам, заключённое в контейнер, пластиковая, чуть шероховатая оболочка которого тускло поблёскивала в лучах электрического света; это сердце окружили трепетным, небывалым вниманием…».

Издатель Ольга Дыдыкина говорит об этой книге: «Клер Межан, которой пересаживают сердце Симона, перед операцией думает не о том, выживет ли она, а вот о чем: останусь ли я прежней, если во мне будет биться сердце другого человека? В наше время уже установлено немало случаев, когда реципиент с пересаженным сердцем – именно сердцем, а не другими органами, – перенимал черты личности, характера, привычек и болезней того донора, чьё сердце ему пересадили. Этот вопрос совершенно не изучен. Не ясны механизмы этих явлений – существуют лишь частные клинические наблюдения. Но автор нашей книги заставляет нас об этом задуматься».

Елена Степанян. Павел и Тэкла

павел и тэклаВ этой проникновенной поэме виртуозные описания чувств и замечательные по колоритности жанровые зарисовки органично сочетаются с моментами не то что всемирного – надмирного масштаба. Эпоха первых христиан и римского всемогущества. Всеобщее чувство, что грядет нечто новое, пока еще непонятное, что старый строй жизни отживает свое.

«…Но вот уже солнце встает, \ И пыль \ Клубится над Аппиевой дорогой… \ О Рим! Подожди еще немного! \ Ты вечен, что тебе несколько дней!  \ Видишь Аппиеву дорогу? \ И он уже идет по ней». В основе сюжета — апокрифическая история о том, как в городе Икония проповедовал апостол Павел, и его речи так потрясли дочь одной почтенной горожанки, что девушка отказалась выходить замуж, хотя брак уже был решен. И вряд ли даже сама красавица Тэкла могла в тот момент могла осознать грань между откровением, изменившим всю ее судьбу, и внезапно полыхнувшей из самых сокровенных глубин души любовью к «какому-то чужестранцу». Эта любовь приведет ее на костер – ужасен гнев отвергнутого жениха и еще страшнее ярость родной матери — и к чудесному спасению в водах внезапного ливня, загасившего пламя и давшего повод римскому прокуратору указать на «волю небес» и освободить приговоренную к смерти. Но в жизни, посвященной служению Богу, нет места для простого земного счастья… Потрясающая драма разворачивается на тщательно воссозданном историческом фоне со множество достоверных деталей.

Дмитрий Щедровицкий. Внутренний человек

внутренний человекНовая книга выдающегося ученого-библеиста и переводчика с древних языков посвящена тому, как в Новом завете рассматривается внутренняя сущность человека. «Самый лаконичный текст, описывающий состав человека, находится в Первом послании к Фессалоникийцам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…». Здесь названы три составляющих человека: дух, душа и тело. В греческом тексте это «пнеума» — «дух», «псюхэ» — «душа» и «сома» — «тело». В других текстах упоминается еще и четвертая составляющая – «пноэ» — «дыхание». Это слово встречается в древнем греческом переводе Библии – Септуагинте в качестве эквивалента древнееврейского «нешама» — «дыхание [жизни]». Автор подробно анализирует все эти значения, показывая, как физическое тело сравнивается, прежде всего, с одеждой – а также с домом, обиталищем для души. «В других местах Нового Завета физическое тело уподобляется жилищу, причем жилище это может быть самым разным: и хижиной, и домом, и даже склепом и гробницей. Но может стать и храмом». Причем, как дух и душа не одно и тоже, так и тело отличается от просто плоти: «Тут употреблено греческое слова саркс – «плоть»… А вот здесь уже говорится о телах, употреблено именно слово сома – «тело»… Обратим внимание на то, что тут ни слова не сказано о возвращении бессмертной души в «восстановленное» прежнее тело и о выходе ожившего мертвеца из гроба». Таким образом, распространенный мотив «восстающих из могил» имеет не буквальный смысл, но является метафорическим образом духовного возрождения.

Ориентализм vs. ориенталистика. Сборник статей. Сост. В.О. Бобровников, С.Дж. Мири

ориентализм (2)Изданная при участии Института востоковедения РАН и издательства «Садра» книга открывает серию «Islamica & Orientalistica» и представляет собой сборник научных работ, посвященных обсуждению современного восприятия проблемы, поднятой в своей время в книге американского ученого Эдварда Саида «Ориентализм». Саид утверждал, что ориентализм является не столько наукой, сколько средством оправдания колониальной политики западных держав. Открывает книгу глава «Образы Востока в классической и современной ориенталистике», в которой подчеркивается современная тенденция переосмысления основ науки о Востоке. Если немногим века назад, в первой половине 1920-х годов «ориентализм послужил подсознательным базисом большевистского отношения к Востоку как к «резерву пролетарской революции». Н.И. Бухарин писал: «Восток – пехота международной революции». В период холодной войны оба лагеря – социалистический и капиталистический лагеря хотели использовать национальные чувства и национальные движения против соперника. «Логическим признанием проблемы ориентализма в социальных и гуманитарных науках стал призыв к национализации, однородной интеллектуальной креативности, деколонизации, глобализации и даже к сакрализации социальных наук. Этот призыв может принимать различные обличия, но в каком бы обличии он не появлялся, общей чертой будет попытка критики и преодоления евроцентристских и ориенталистских элементов…». Авторы работ, включенных в сборник, демонстрируют различные точки зрения на обсуждаемую проблему, приводя взвешенные аргументы в пользу каждой из них.

Хусейн Сайиди. Личность пророка Ислама

личность пророкаПосвященная личности одного из величайших деятелей мировой истории, книга содержит описание внешнего облика и образа жизни пророка Мухаммада, лидера общины, храброго полководца, мудрого стратега. «Когда он принимал каких-нибудь своих посетителей, надевал самую красивую одежду и велел своим старшим сподвижникам поступать так же, как он… Он не придерживался строго одного вида одежды и надевал разную: шаровары, рубашки, просторную одежду…». В тексте говорится о том, что Пророк служил не только морально-этическим образцом для каждого уверовавшего, но и являлся «носителем особого сакрального знания, которое передал наиболее близким из своих сподвижников, чье сердце было открыто для принятия не одних лишь законодательных норм, но и для восприятия более глубоких пластов смысла Единобожия». Главы книги посвящены правилам поведения и описанию нравственных качеств, принципам распространения знания и отношению Пророка к женщинам, к молодежи, больным, беднякам и вдовам, к семье, а также — наставлению друг друга на правильный путь.

Владимир Торин. Амальгама

амальгамаВ истории есть времена и люди, значение которых можно охарактеризовать одним словом – «ключевые». В романе, действие которого разворачивается с конца XII века по наши дни, действуют самые разные персонажи: от, казалось, обычного менеджера, какие сотнями ходят рядом с нами, до Сталина, Берии, легендарного императора Фридриха Барбароссы и его верного соратника – архиепископа Кельнского Райнальда фон Дасселя.

Как меняются судьбы столкнувшись с прежде неведомым? «Фон Дассель сам много грешил и много убивал, но своим действиям он мог найти сотни оправданий, которые, правда, никто и никогда бы не услышал. Бывший архиепископ когда-то спасал своего императора, защищал свою страну, отбивал обозы у многочисленных разбойников… Позже он пошел по следу таинственных зеркал, поражаясь тому, сколько проходимцев, лжецов и предателей столпилось у пьедестала великой древней тайны».

Но наряду с тайной и ее Хранителями есть недостойные личности, так и мечтающие использовать даруемые тайной секретные преимущества для личных целей, в том числе – удовлетворения своих страстей. Поэтому добро должно иметь соответствующую профессиональную подготовку.

Диана Дозмарова. Властительницы судеб

властительницы судебВ этой многоплановой книге приметы сентиментального романа быстро сменяются трагикомедией современных нравов с приправой тонкой иронии, настоящая сказка плавно перетекает в психологическую драму и обратно, лирическая история любви сочетается с подробным анализом поведенческих стереотипов. «Зачем ты меня постоянно попрекаешь, что я девочка и этим ограничена? Я не вижу разницы между сыном и дочерью, кроме половых признаков… Во многих летописях подтверждается, что в Древней Руси княгини занимали высокое положение: они участвовали в охоте наравне с мужчинами, имели солидное имущество, управляли самостоятельно государством…».

История инфантильной красавицы, которая мечтает о личном счастье, но уверена, что для этого ей всего лишь надо выйти замуж за богатого красавчика, переплетена с историей ее родной бабушки. Та напротив, убеждена, что ее жизнь уже идет под уклон, так что какое уж тут счастье. Однако возникает необходимость спасать внучку – та вышла замуж за выгодного партнера, которого подыскал отец-бизнесмен, но вместо гламурных райских кущ оказалась во власти человека жестокого и неуравновешенного. И ради этого «простая, уставшая, пожилая, одинокая, деревенская женщина Арина» должна пройти множество испытаний, изменившись до неузнаваемости и открыв для себя мир радости и любви. «Надо взять обязательства за свою жизнь. Если ты несешь ответственность за ад и мучения, которые создала для себя, значит, можешь создать и рай!». Книга построена на опыте работы автора – создательницы школы позитивной астропсихологии – и включает множество практических рекомендаций по созданию положительного настроя и развития сильных сторон своей личности.

Виктор Бронштейн. Маятник бизнеса. Между орденом и тюрьмой

Маятник_бизнесаВ книге видного предпринимателя, коллекционера, мецената и писателя, пожалуй, впервые в современной отечественной литературе достоверно и выразительно отображены события эпохи становления нового российского бизнеса — лихих 90-х и во многом не менее сложных последующих лет. Судьба самого автора впечатляет: начав трудовую жизнь в ранней юности рабочим в геологической экспедиции, он прошел путь от мастера и начальника цеха до заместителя директора оборонного предприятия, завоевал признание в качестве ученого-социолога. Но тут грянула перестройка, и в стране начались стремительные перемены, которые с одной стороны погрузили экономику в хаос, не регулируемый никакими законами, а с другой открыли новые пути к успеху. И тем, кто еще недавно не имел причин сомневаться в незыблемости советского строя и плановой экономики, пришлось учиться выживать и зарабатывать в неведомых доселе условиях дикого рынка, полагаясь не только на расчеты и логику, но и просто на удачу, а порой – сталкиваясь с невероятными совпадениями. «Был у меня в Москве товарищ, с которым вместе защищали диссертацию по социологии. Он узнал, что я занимаюсь бизнесом и есть кое-какие успехи, подумал, почему бы и ему не заняться… Я предложил ему искать продукцию, которую можно отправить в Иркутск. И вот он какими-то путями находит человека, у которого оказался выход на «Мосрыбу» – не на какие-то прочие товары, а снова именно на рыбу. Прямо мистика какая-то. Может быть, помогают давно ушедшие в мир иной байкальские предки? У них кроме золотодобычи был и рыбный промысел, и торговля. Бывая на Байкале, я всегда о них помнил». Полная ярких подлинных подробностей книга при всей своей документальности читается как самый захватывающий детектив, а включенные в нее отрывки стихов позволяют в полной мере ощутить настроение и вспомнить, что самым главным в любой момент жизни остается душа человеческая.

Виктор Бронштейн. Лабиринты судьбы. Между душой и бизнесом

Лабиринты_судьбыВ своей второй книге писатель, социолог, бизнесмен и коллекционер больше внимания уделяет не бизнес-процессам и повседневным заботам, сколь бы необходимыми они ни были, а вечным ценностям, проблемам сохранения и приумножения культурного наследия. Недаром среди его заслуг — создание крупнейшей из существующих в России за Уралом частных художественных галерей, возведение первого в нашей стране памятника драматургу Александру Вампилову, реставрация храмов. Иногда встреча с настоящим искусством становится тем, чего человеку не хватало всю жизнь, и так впервые в полной мере утоляется жажда радости. Автор размышляет об этом, вспоминая, как в детстве пытался жаловаться близким на тоску и страх, а в ответ слышал загадочное обещание вызвать симфонический оркестр. И вот однажды ему, много чего пережившему взрослому человеку, достаются в качестве именинного подарка билеты на концерт Санкт-Петербургского филармонического оркестра в Лондоне. «Музыка дня рождения звучала совершенно потрясающе, унося меня в детство и в юность, воскрешая и маму, и всех родных, одолевая не только время, но бесконечные и байкальские, и средиземноморские, и карпатские просторы, где жили когда-то мои предки. Вихрям бессмертной музыки, подхватившей мою душу, легко покорялись не только бескрайние земные просторы, но и мерцающие наподобие свечей звёзды с опоясывающим небосвод Млечным Путём. Всем своим существом я ощущал их феерический негасимый пламень. Он был так же реален, как и жаркие пионерские костры возвращённого ураганом симфонии детства. В потоках всесильной музыки душа воспарила, по-видимому, так высоко, что стала разом видна вся моя жизнь, быстро летящая во вселенском просторе, оживляемом сиянием бесчисленных созвездий…». Подробно и искренне рассказывается в книге о зарождении интереса к коллекционированию произведений искусства, прежде всего, работ современных сибирских ваятелей и живописцев, о знакомстве с талантливым бурятским скульптором Даши Намдаковым, о важности уважения к древним традициям и самой природе.