Дмитрий Володихин. Московский миф

Что такое Москва? А вернее будет сказать – кто такая? «У всех городов есть пол, есть лицо и образ, связывающий имя города и его душу воедино. Москва — женщина… При первых царях наших Москва обратилась в истинную Порфирогениту — Багрянородную. Научилась не бояться никого, кроме Бога и предательства. Ощетинившись бердышами стрельцов, правила суровой рукой и презирала иноземцев… Вот явился Петр в кургузом кафтанчике, увез власть московскую в полночные края. И обратилась Москва в дородную княгиньку, устало попивающую кофий после муторного путешествия в Карлсбад. Вились неспешным ручейком мысли: дочерей женить надо; в старом поместье господский дом обветшал, починять пора уж… В недоброй памяти осень 17 го хоронилась купчиха-Москва под платьем мещаночки, лишний раз не желала носу высунуть из дому, чтобы не попасть в перестрелку. Прятала на чердаке от комиссарских обысков-погромов раненого юнкера, поила-кормила вихрастого мальчика, собственноручно перевязывала, сердцем над ними оттаяла, а потом схоронила глухой ночью в дальнем конце двора, под голубятнею» Но, обернувшись и окинув взором заслуженное Прошлое, Володихин находит в нем тропинку, которая ведет к Настоящему, не всего опрятному и сверкающему чистотой, но реальную, без которой немыслимы и величественные строения, радующие взгляд своим изяществом. Да и любители архитектурной старины смогут не только узнать новое о замечательных соборах и монастырях, но и о том, как отобразилась Москва в стихах и прозе. «Золотая дремотная Азия» Сергея Есенина с Москвой Валерия Брюсова и Андрея Белого, «Певучим городом» Марины Цветаевой.