Второй Рим

Величко А. М. История византийских императоров. От Юстина до Феодосия III.

Эти издания представляют собой первые два тома планирующейся к выходу пятитомной «Истории Византийских императоров», в которой рассказывается не только о судьбе всех правителей Константинополя, но и о важнейших эпизодах из жизни империи и Церкви, в том числе – Вселенских Соборов.

Основными источниками создания Византии и составными частями ее дальнейшего развития явились римская государственность, греческая культура и христианство как религия. Именно в этих трех элементах заключается вся сущность Византии – без них она немыслима. Синтез классической эллинистической культуры и христианской религии со строго формой римского государственного устройства позволил возникнуть тому историко-социальному образованию, которое теперь у историков носит название Византийской империи. Этот синтез оказался возможен благодаря перемещению центра тяжести Римской империи на Восток. А наиболее наглядными свидетельствами этой перемены были христианизация Римской империи и основание новой столицы на берегу Босфоре. Победа христианства в Риме и окончательное перенесение центра римского государства на эллинизированный Восток ознаменовали собой начало византийской эры.

В тексте подробно рассказывается об идеологии Римской империи, ставшей на века для жителей Европы, а отчасти – Азии и Африки не просто государством, но Вселенской империей. В чем же была ее сила? Несколько столетий до н.э. именно Римская империя символизировала закон и порядок. Римляне считались представителями цивилизации, а их противники – погрязшими в пороках дикарями. Власть римского императора была единственно легитимной во всей Вселенной. С появлением христианства, а точнее – официального признания его, «миссия императора как главы и первого защитника Кафолической Церкви заключалась в распространении повсюду света веры…». Наследником Римской империи стал Константинополь, чье строительство началось в 324 года на территории греческой колонии Византии. 11 мая 330 года состоялось освящение Константинополя, после чего Константин перенес сюда столицу Римской империи и нарек город Новым Римом, Константинополем.

В чем же своеобразие возникновения Константинополя? Он стал первым христианским городом великой империи, ибо во времена Константина и его наследников здесь не был построен ни один языческий храм, а ранее построенные на территории этой греческой колонии языческие храмы были превращены в христианские. Но при этом Константин был не чужд искусства, и в его новой столице место нашлось для лучших образцов древнего (и поэтому – языческого искусства). Так, на городском ипподроме разместилось шестьдесят уникальных статуй, привезенных по приказу Константина из Рима. А из греческих Дельф в Константинополь была доставлена статуя Аполлона Пифийского.

6 сентября 394 года принято считать датой, когда Римская империя, уже разделенная на Восточную и Западную, в последний раз в истории стала единой. Объединил ее под своей властью византийский император Феодосий I Великий. Он являлся римским императором с 379 года. После смерти императора Валента Феодосий стал соправителем императора Грациана и получил восточную часть Римской империи. В то же самое время в западной части началась чехарда правителей, и в 392 году военачальник Арбогаст возвел на престол Евгения Флавия. Оба они были приверженцами старых языческих верований, а Феодосий за двенадцать лет до того провозгласил свою державу ортодоксально христианской. Весной 393 года Феодосий пошел войной на запад и, в конце концов, разбил войска Арбогаста в битве у реки Фригиды. Но объединенная империя просуществовала недолго – в 395 году Феодосий умер, и наследство было опять поделено между двумя его сыновьями. Прошло время, Рим пал под ударами варваров, а Константинополь стал самым большим городом мира. Все грезили о Константинополе, как о городе чудес, окруженном золотым сиянием, в котором уже в VI веке проживало более 500 тысяч человек.

Предание гласит, что незадолго до земной кончины Дева Мария отдала свой пояс двум женщинам из Иерусалима, потомки которых бережно его хранили на протяжении нескольких веков. Во время правления императора Аркадия на рубеже IV-V веков пояс доставили в Константинополь, а при императоре Льве I – поместили в Халкопратийской церкви в специально изготовленном драгоценном ковчеге.

Жизнь Византии оказалась неотделимой от христианства, поэтому в издании уделено большое внимание церковным делам и религиозной политике императоров: «…с созывом первого Вселенского Собора для всех впервые зримо возникла Кафолическая Церковь. И ранее церковные общины видимое общение друг с другом, но никогда до 325 г. не было формы, в которой могло бы выразиться общецерковное сознание». 25 августа 325 года завершился в Никее Вселенский собор, первый в истории христианской религии. Собор, длившийся более двух месяцев, был созван по инициативе византийского императора Константина Великого и должен был решить богословский вопрос с религиозными взглядами Ария и его сторонников. После споров, в которых приняло участие множество епископов, арианство было признанно ересью.

В издании уделено место деяниям Юлиана Отступника, на короткий временный миг возродившего древние языческие традиции, разрешившего иудеям вернуться в Иерусалим и восстановить их храм, разрушенный в 70 г. н.э. римлянами. Но вскоре император при так и невыясненных обстоятельствах погиб в Персидском походе, и все реформы были отменены…

Как же в Византии в «экстренных случаях» происходило избрание царей? Так простой поселянин Юстин, начавший солдатскую службу, стал командиром придворной гвардии, и, не умея писать, после долгих переговоров в высшем свете получил предложение стать императором: «…Юстин согласился и прошел на ипподром. Обе столичные партии — венеты и прасины единодушно сошлись на его кандидатуре, сенат и патриарх поддержали их. Юстин, как это было принято, встал на щит, и кампидуктор Годила возложил на его голову свою золотую шейную цепь. Опущенные знамена взвились вверх, и ипподром огласился радостными криками в честь нового императора. Традиционно солдаты выстроились «черепахой», Юстин переоделся в царские одежды, а патриарх возложил на него царский венец. Император через глашатая обратился к войскам и народу со следующими словами: «Император кесарь Юстин, победитель, всегда август. Вступив на царство с соизволения всемогущего Бога по общему избранию, мы взываем к небесному промыслу, чтобы он дозволил, по своему милосердию, свершить все на пользу вам и государству. Наша забота устроить вас, с Божьей помощью, во всяком благополучии и со всяческим благоволением, любовью и беспечальностью хранить каждого из вас». Затем царь пообещал каждому воину по 5 золотых монет и фунту серебра в честь своего избрания — как мы видели, обычная форма признания за оказанное доверие…»

Ему наследовал племянник, усыновленный дядей.1 августа 527 года полководец Юстиниан I (Флавий Пётр Савватий Юстиниан) стал императором Византии. До самой своей смерти, произошедшей в 565 году, император проводил различные реформы, пытаясь восстановить прежнее величие и силу Римской империи. Под его руководством было осуществлена переработка римского права, считавшегося одним из самых совершенных, но уже не вполне соответствовавших новым историческим условиям, в собрание новых законов, получивших название «свод Юстиниана». Помимо этого, именно Юстиниан отдал распоряжения о закрытии легендарной Платоновской академии в Афинах и перестройке собора Святой Софии в Константинополе, ставшего самым большим храмом христианского мира.

Почему же так актуальна история давно исчезнувшей с лица Земли Византийской империи для нас, отделенных от нее веками? Многие ее традиции органично воплотились на Руси, положив начало концепции Третьего Рима…