Тайны человеческого сознания

Она знала о человеческом мозге почти все. Но в течение всей долгой жизни с ней происходили странные события, не укладывающиеся ни в какие научные догмы и концепции. Казалось, она предвидела Будущее и пыталась рассказать о тех загадках, которые тысячелетиями хранил наш мозг. Но делало ли предвидение ее счастливой? Можно ли было изменить судьбу?

Страшный сон

Наталья Бехтерева родилась в семье научных работников в 1924 году. Ее отец был инженером, работал в Особом техническом бюро по военным изобретениям – конструировал парашюты, а мать врачом. Но несмотря на далекое от мистики окружение, в жизни юной Наташи начались странные явления. В старом питерском доме, где она жила вместе с братом, сестрой и родителями, ей вдруг стало казаться, что электропроводка – наружная, проложенная прямо по стенам на маленьких фарфоровых изоляторах – вся светится тусклым, но зловещим красным светом. Поначалу напуганная девочка-подросток молчала. Наконец, рассказала родителям. Поверить не поверили, но все же отец встревожился и стал осматривать провода. Да, пожалуй, вот здесь искрит, сказал он… и вот здесь, и тут тоже. Надо менять проводку.

Это было в сентябре 1937 года. Прошла еще неделя, в течение которой глава семейства обдумывал план ремонта, искал необходимые материалы, а на ночь выключал на всякий случай электричество во всей квартире. Чтобы не замкнуло ненароком.

О том, что было дальше, Наталья Бехтерева вспоминала так: «Приснился мне в эти дни сон… Стоит папа в конце коридора, почему-то очень плохо одетый, в чем-то старом летнем, как будто в парусиновых туфлях. А папа даже дома одевался хорошо, хотя и иначе, чем на работу. И вдруг пол начинает подниматься, именно с того конца, где стоял папа. По полу вниз покатились статуэтки – папа любил их, их много было дома, но, конечно, не в коридоре. А под полом – огонь, причем языки пламени – по бокам коридора. Папе трудно устоять на ногах, он падает, я с криком просыпаюсь…»

На следующую ночь Наташу разбудил яркий свет и топот многих ног в грубой уличной обуви. У дверей стояли дворники-понятые. По квартире бесцеремонно ходили люди в форме, рылись в ящиках письменного стола и комода, выбрасывая на пол бумаги и вещи. «Это мои дневники… за много лет…» — тихо сказал бледный Петр Бехтерев, протягивая несколько записных книжек.

…Отец подошел к проснувшимся детям, спокойно сказал, что волноваться не надо, и он скоро вернется домой. «Это какая-то ошибка».

Ошибку никто не исправил. И лишь много лет спустя Наталья узнала, что отец был расстрелян. А тогда после страшной ночи ареста Бехтеревы-младшие скоро лишились и матери – ее тоже арестовали, как жену «изменника Родины»

Заговор молчания

Наталья Бехтерева и ее брат оказались в детском доме. Младшую сестру забрали родственники. Наталья Петровна вспоминала, что конец тридцатых годов, несмотря на ужас, пережитый лично ею, вовсе не был безнадежным временем сплошного комендантского часа. Нет, в городских парках играли оркестры, вечером по проспектам гуляла нарядная публика. Только девочки в детдоме никогда не говорили между собой о своих близких…

Наталья была внучкой Владимира Бехтерева — психиатра, невропатолога и физиолога, основоположника отечественной рефлексологии и патопсихологии, создателя Психоневрологического института в Санкт-Петербурге, который сейчас носит его имя, и Института по изучению мозга и психической деятельности. Скоропостижная смерть Бехтерева в 1927 году вызвала многочисленные толки о том, что выдающийся ученый был отравлен советскими спецслужбами, поскольку, исследуя содержимое черепной коробки Ленина, поставил диагноз «сифилис мозга». Другая версия гласила, что Бехтерев обследовал Сталина и признал его параноиком…

Мозг и электричество

В 1941 году Наталья Бехтерева поступила в 1-й Ленинградский медицинский институт им. Павлова. Пережила блокаду, благополучно завершила учебу. И начала работать младшим научным сотрудником в Институте экспериментальной медицины. Потом она была заведующими лабораторией, заместителем директора в Ленинградском НИИ нейрохирургии — и снова вернулась в Институт экспериментальной медицины, где и проработала почти 30 лет, пройдя путь от завотделом до директора. С 1990 года она была научным руководителем Института мозга человека, созданного на базе отдела нейрофизиологии Института экспериментальной медицины.

Наталья Бехтерева создала новую научную школу, посвященную исследованиям физиологии человеческого мозга, разработала методологию изучения мозговых механизмов мышления, памяти, эмоций, творчества. Ей принадлежит открытие такого свойства нейронов подкорковых образований как реакция на смысловое содержание речи и участие в качестве звеньев систем обеспечения мыслительной деятельности.

Бехтерева открыла и исследовала феномен «детектора ошибок». Оказалось, что этот специфический мозговой механизм способен не только оптимизировать мыслительную деятельность здорового человека, но и – в ситуации т. н. патологической активации – поддерживать болезненное состояние мозга.

Теория устойчивого патологического состояния мозга как адаптационной основы значительной части хронических заболеваний нервной системы, разработанная Бехтеревой, позволила найти новые пути лечения. Идея вживления электродов в мозг с исследовательскими, диагностическими и лечебными целями также была вдвинута Натальей Петровной. Так появилась лечебная методика точечной электрической стимуляции подкорковых и корковых зон мозга, спинного мозга, зрительных и слуховых нервов.

Среди написанных Натальей Бехтеревой книг и научных работ – «Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека», «Мозговые коды психической деятельности», «Здоровый и больной мозг человека», «Нейрофизиологические механизмы мышления», «Электрическая стимуляция мозга и нервов у человека», «О мозге человека. ХХ век и его последняя декада в науке о мозге человека», «Магия мозга и лабиринты жизни».

Неведомые имена

Мама Натальи выжила в лагерях и снова увидела – спустя много лет — своих уже выросших детей. И как раз с мамой был связан другой невероятный сон, посетивший уже именитого исследователя человеческого мозга Н.П. Бехтереву, а не девочку Наташу.

Она увидела во сне смерть матери и все печальные формальности, которые приходится выполнять в таких случаях. Сон был последователен: сначала появление почтальона с трагической телеграммой в руке, потом сбор официальных бумаг, дорога, сами похороны, родственники, с которыми Наталья Петровна здоровалась, называя их по именам, хотя в жизни она таких людей никогда не встречала.

В это время мама Натальи Петровны отдыхала в южном санатории, и дочь, едва проснувшись, хотела немедленно лететь к ней и убедиться, что все в порядке. Остановил ее скепсис родных: мол, не пристало специалисту по человеческому мозгу, верить каким-то там снам…

Она осталась дома. А через десять дней в дверь позвонил почтальон и протянул ту самую, роковую телеграмму из ее страшного сна. И на похоронах были те самые люди, которые были потрясены, что Наталья Петровна безошибочно называет их имена, притом, что они никогда не были знакомы…

Когда ее просили объяснить подобные явления с научной точки зрения, она отвечала: «Лучше не мудрить и сказать прямо: так как это никаким из современных научных способов объяснению не подлежит, придется предположить, что будущее дано нам заранее, что оно уже существует. И мы можем, хотя бы во сне, войти в контакт то ли с высшим Разумом, то ли с Богом — с Кем-то, кто владеет знанием об этом будущем».

 

Встреча с Вангой

Наталья Бехтерева живо интересовалась сверхспособностями знаменитой болгарской ясновидящей Ванги. Напомним читателям, что Ванга, а точнее Вангелия Пандева Димитрова родилась в 1911 году в Османской империи — в глухой деревушке Струмица на территории современной Македонии. В 12 лет она пострадала от смерча и в результате травмы глаз полностью ослепла. Впоследствии во время Второй Мировой войны Ванга, жившая уже в селе Петрич, прославилась тем, что могла сказать приходящим к ней людям (сначала односельчанам, а потом и странникам издалека), живы ли их родственники, где находятся, или, если погибли, где похоронены. С тех пор и до самой ее смерти в 1996 году к ней приезжали люди со всего света, чтобы задать вопросы о своем будущем, о решении сложных проблем, об исцелении болезней, о поиске счастья и защите от беды…

Бехтерева, будучи истинным ученым ХХ века, воспитанным в строго материалистических традициях, не скрывала своего поначалу скептического отношения к восторженным рассказам почитателей Ванги и длинному перечню сбывшихся предсказаний. О чем сразу и сказала той, приехав к ней. Ванга, как вспоминала Наталья Петровна, совершенно не обиделась. Но после этой личной встречи изменилось отношение к ней самой Бехтеревой.

«Теперь я знаю, живут и здравствуют подлинные ясновидящие, с большой надежностью предсказывающие будущее, «видящие» не только прошлое, но и скрытое от глаз настоящее…», — писала она.

Говорят, что именно после разговора с Вангой Бехтерева увидела новый, не объяснимый ни с какой рациональной точки зрения, сон. В этом сновидении ее покойный муж (он внезапно скончался, не пережив известия о самоубийстве сына) просил Наталью Петровну непременно издать его книгу.

О существовании рукописи этого труда Бехтерева при жизни мужа не знала: «Я не читала ее, и не узнала бы о ней без его слов. Это был не первый подобный опыт в моей жизни: перед арестом отца в 1937 году я тоже видела сон, затем ставший реальностью, но здесь я впервые задумалась о происходящем всерьез».

 

И незрячие увидят?

Возможно, именно личный опыт паранормальных явлений, заставлял Наталью Бехтереву относиться ко всяким странным и смелым теориям с куда большим вниманием, чем большинство ее коллег-ученых. Так было с нашумевшим феноменом «альтернативного зрения». Московский исследователь Вячеслав Бронников изобрел методику, которая вроде бы пробуждала у безнадежно незрячих людей некую, поначалу абсолютно необъяснимую способность различать цвета и предметы. Слепые получали возможность читать книги и играть в шахматы, передвигаться по городу без помощи поводырей, причем не только пешком, но и на велосипеде…

Легко догадаться, что большинство специалистов назвали это невероятное явление ловким мошенничеством, подтасовкой фактов, шарлатанством… А методику обучения – очередным «сравнительно честным» способом отъема денег у доверчивых граждан.

Однако Наталья Бехтерева заинтересовалась этим необычным явлением. Произошло это после того, как ей довелось побеседовать с одной из подопечных Бронникова. Молодая женщина, потерявшая зрение в возрасте восьми лет, почти безошибочно отвечала на вопросы академика об обстановке кабинета и одежде самой исследовательницы.

В 2002 году был проведен эксперимент, в ходе которого сотрудники Института мозга стремились выяснить, достоверность того, что люди (с нормальным зрением) прошедшие обучение по вышеупомянутой методике, способны видеть сквозь непрозрачную маску. По наблюдениям получалось, что и впрямь – могут. Участники опытов читали тексты, перемещались по комнате, обходя препятствия, описывали изображения, появлявшиеся перед ними на компьютерном мониторе, причем даже такие типы изображений помимо букв и символов, использование которых не было оговорено заранее. То есть, тот, кого предупреждали, что придется называть буквы и цифры, мог описать и неожиданно выведенную на экран репродукцию картины.

Результаты были опубликованы в серьезном издании – журнале «Физиология человека» — и вызвали грандиозный скандал. Поскольку Наталья Петровна и ее сотрудники заявляли в той статье, что «альтернативное зрение» как реально существующий феномен ими, несомненно, зафиксировано, но никакого объяснения тому, как это происходит, они пока что предложить не могут.

Бехтерева, неоднократно рассказывавшая об этом опыте, поясняла, что ученые имеют возможность регистрировать процессы, происходящие в человеческом мозге с помощью энцефалограммы. И во время того эксперимента было установлено, что биоэлектрическая активность мозга оказалась иной, нежели тогда, когда участники смотрели на окружающий мир глазами без повязок или масок. Был ярко выражен бета-ритм, который считается признаком сильного возбуждения мозга, то есть можно сказать, что мозг «подопытных» функционировал в тот момент в усиленном режиме. А вот как именно они воспринимали зрительные образы сквозь непрозрачную завесу, осталось неизвестным.

«Мозг человека, — говорила Наталья Петровна, — отгорожен от внешнего мира несколькими оболочками. Но мы научились регистрировать то, что происходит в мозге за всеми этими оболочками. А происходит вот что: при «прямом видении» информация совершенно явно поступает в мозг, минуя органы чувств. Возможно, что формирование альтернативного зрения достигается за счет прямой активации клеток мозга факторами внешней среды. Как это происходит — до сих пор не ясно».

Собратья Бехтеревой по научному поприщу отказывались признавать достоверность полученных данных. Председатель Комиссии по борьбе со лженаукой РАН академик Кругляков гневно вопрошал: «Неужели академик Н.П. Бехтерева считает, что одна малоубедительная работа является достаточным основанием для отправки Президенту страны письма с предложением о необходимости внедрения метода обучения «альтернативному зрению» в спецслужбах?».

 

Защита от склероза

А что же рекомендовала академик Бехтерева тем людям, кого судьба уберегла от печальной необходимости учиться альтернативному зрению и работа в спецслужбах тоже обошла стороной? Прежде всего – тренировать память.

Как выяснилось, старые и не всегда добрые методики обучения, основанные на заучивании наизусть больших кусков малопонятного текста и изучении мертвых языков, были не так уж плохи. Хотя механическое зазубривание выглядело не таким интересным занятием как нынешнее коллекционирование молескинов и органайзеров, куда можно записать и телефоны, и дни рождения, и множество иной информации, которую было бы гораздо полезнее просто запомнить.

По мнению Бехтеревой, уберечься от старческого склероза, которого в наши дни боится всякий, достаточно просто: главное – не позволять мозгам лениться. Постоянно учить наизусть стихи, чем больше – тем лучше, изучать иностранные языки. Десяток новых слов, запоминаемых каждый день, не только обеспечат вскоре возможность читать в подлиннике зарубежных классиков и без всякого труда объясняться во время путешествий с продавцами, официантами и местными гидами, но и защитят вас от ослабления памяти. И читать, читать – побольше, самые разные книжки, вынуждая мозг постоянно перестраиваться для восприятия различных стилей, жанров и тем. Такая регулярная нагрузка принесет свои плоды не только в будущем почтенном возрасте. Одна из главных бед нашего времени – стресс, вызванный переизбытком информации. Реакция на него может быть разной: от хронического перевозбуждения и неизбежных нервных срывов до полной заторможенности, когда измученный организм, будучи не в силах выдержать мощь информационного потока, включает защитные реакции в виде вялости, сонливости и отупения. А вот если мозг постоянно тренировать – жить будет гораздо легче. Главное, не прекращать умственной деятельности, так что «растительный» пляжный отдых совсем не так полезен, как уверяет молва.