Модное откровение

Для советских модниц, отнюдь не избалованных ни ассортиментом магазинов готовой одежды, ни изобилием глянцевых изданий, журнал «Бурда», появившийся в разгар Перестройки, была откровением. «Иногда, еще в ясные солнечные дни чувствуется, что лето клонится к закату… — гласила редакторская колонка журнала «Бурда Моден», вышедшего 15 августа 1988 года. — Новое время года меняет и нашу повседневную жизнь. Прошли те времена, когда мы стремились все свободное время проводить на воздухе, на природе, и вот мы вновь вынуждены возвратиться в тесноту городских квартир!» .Каждый номер содержал в себе множество моделей – от строгих деловых костюмов до легкомысленных платьев и даже весьма фривольного кружевного белья. Плюс выкройки всего этого разнообразного великолепия. Нет, советская индустрия моды тоже существовала, в книжных магазинах продавались даже выкройки в полный размер – но по одной, и блеклый рисунок на внешней стороне такой выкройки-раскладушки впечатлял не слишком сильно. А учитывая, что сами модели одежды предварительно отбирались худсоветами, где господствовали весьма своеобразные представления о красоте женщины и изяществе ее туалетов, то не приходится удивляться, что эти выкройки часто пылились невостребованными даже на фоне традиционного дефицита всего, что делало жизнь ярче и интереснее.

А, скажем, Ленинградский Дом моделей одежды (ЛДМО), находившийся на Невском проспекте, устраивал время от времени показы моделей для населения. Их главной целью было просвещение женщин и агитация за хороший вкус. Приобрести можно было разве что зарисовки без выкроек. Заказать одежду в ЛДМО могли разве что влиятельные сотрудницы партийных структур или жены высокопоставленных советских чиновников.

Еще одним очагом стиля был Общесоюзный Дом моделей (ОДМО) на Кузнецком мосту, где разрабатывались модные новинки, которые должна была потом выпускать советская легкая промышленность. Но при этом усилия модельеров часто пропадали втуне, поскольку представители швейных фабрик выбирали не красивые, оригинальные или актуальные модели, а самые простые, чтобы на производстве не пришлось напрягаться. Не брали, например, рубашки с двумя карманами – их трудно было пришить симметрично. Знаменитый модельер Александр Игманд, одевавший самого Брежнева, с горечью вспоминал, чем закончилась его поездка на швейную фабрику: когда Ингманд указал на явную ошибку при совмещении деталей будущего пиджака, работница, чувствуя себя в своем праве, закатила модельеру дикий скандал…

Манекенщицы тогда были не звездами, а одной из самых низкооплачиваемых категорий служащих, приравненных к рабочим 5-го разряда с зарплатой в 70-80 рублей. Их имена мало кто знал, о престиже такого занятия даже речи не шло. Хотя в кругах «советской аристократии» и преуспевающей богемы первые красавицы ОДМО все же пользовались успехом. Кому-то из них удавалось благополучно построить свою жизнь – так, Татьяна Соловьева вышла замуж за будущего прославленного режиссера Никиту Михалкова.

Совсем иначе сложилась судьба Регины Колесниковой, которая считалась эталоном красоты и стиля, в Доме моделей существовала даже поговорка: «Эта вещи тебе идет, но всё же ты не Регина…». В Европе ее называли русской Софи Лорен. Она стала женой известного художника Льва Збарского, но счастье оказалось недолговечным. Когда Регина забеременела, супруг вынудил ее сделать аборт, а сам переключился на новое увлечение, известную актрису… Регина, пытаясь отвлечься, завела роман с журналистом из Югославии, а он опубликовал на Западе книгу с ее совсем не предназначавшимися для печати рассказами и откровенными фотографиями. Потом художник увлекся еще одной актрисой, развелся с Региной и женился, вскоре став отцом… От этого горя у звезды подиумов помутился рассудок, она попала в психиатрическую больницу и впоследствии так и не пришла в себя в полной мере. Примерно в то же время, когда появился первый русскоязычный номер «Бурды», Регина Сбарская покончила с собой…

Слово «мода» имело в СССР откровенно отрицательный оттенок, и совсем незадолго до появления «Бурды» для детей во Дворце съездов разыгрывались назидательные новогодние представления о злой фее Моде, которая вместе со своими приспешниками-модниками пытается украсть время у хороших трудящихся людей… Сама мысль, что одежду можно менять потому, что «захотелось новенького» или потому, что она вышла из моды, тогда еще считалась несколько крамольной.

Согласно нормам Госкомтруда СССР за 1989 год, советскому гражданину или гражданке полагался один костюм на три года. Такой же срок износа был установлен для свитеров и джемперов, галстуков, шарфов и шапок. Брюки или юбка полушерстяные, равно как и майка, полагались в одном экземпляре на два года.

И вот появилась «Бурда Моден», которая к этому времени насчитывала почти сорокалетнюю историю, но ее изначальная философия идеально совпадала с настроениями и обстановкой в Советском Союзе. Ведь фрау Энне Бурда, родившаяся в 1909 году в немецком городе Оффенбург, создавала этот первый массовый журнал, посвященный искусству самостоятельно шить модную одежду в бедной, разоренной войной Европе. Карьера знаменитой издательницы началась после того как она задумалась над проблемой европейских женщин, желающих хорошо одеваться, но в абсолютном своем большинстве не имеющих денег на изделия знаменитых модельеров. Так в 1950 году на Западе появился журнал «Бурда Моден», который сейчас выходит на двадцати языках мира.

Журнал предлагал не только модели и выкройки, но и всевозможные идеи по ведению дома, а также – и это было едва ли не самым важным — по разумному построению собственной жизни: «Жажда новых знаний и впечатлений — одна из основных потребностей человека. Она помогает ему сохранить душевное здоровье. Главное, постоянно стараться удовлетворить это стремление».

Первые русскоязычные номера «Бурды» в свободную продажу не поступали – распространялись через профкомы на предприятиях. Потом появились считанные магазины, где их можно было приобрести, причем, только тем, кто успел приехать к моменту появления тиража в продаже. Один такой магазин был в самом начале улицы Горького, поблизости от Белорусского вокзала, и было вполне нормальным в ожидании свежего номера заходить туда каждый день, а то и дважды.

Те дамы, которые такой возможности не имели, вскладчину покупали журнал у спекулянтов — а стоил он, минимум, пятьдесят рублей, треть средней инженерской зарплаты. Потом модели и выкройки перерисовывали, вручную переписывая подробные инструкции по шитью, которые были еще одним фирменным знаком «Бурды». Или копировали там, где были немногочисленные в советские времена служебные ксероксы.