Памятник Иуде

Если вспомнить первые месяцы Советской власти, выяснится, что она не просто отделила Церковь от государства, но даже сделала попытку создать иную мораль, в которой на месте положительных персонажей оказалась бы и Дьявол, и Иуда. Так, один из первых советских сатирических журналов назывался просто — «Красный дьявол», а известный приключенческий фильм режиссера Ивана Перестиани по одноимённой повести Павла Бляхина, вышедший в 1923 году и относящийся ныне к классике советского кино, – «Красные дьяволята».

Но было еще одно событие, о котором теперь помнят лишь историки — 12 августа 1918 года в небольшом городке Свияжске, расположенном в 30 километрах от Казани, был торжественно открыт памятник Иуде Искариоту, как борцу с религиозным дурманом (кстати, тот же самый Иуда значился в списке героев, которым Пролеткульт собирался ставить монументы). Первоначально в революционной администрации города шли споры – кому же из борцов с мракобесием ставить памятник? Люцифер был признан индивидуалистом-единоличником, по сути отрицающим коллектив, а Каин имел статус скорее мифической личности, тоже не склонной к коллективизму.

Открытие памятника сопровождалось революционным митингом и парадом отрядов Красной Армии. Существует версия, что на открытии памятника Иуде присутствовали Лев Троцкий, драматург Всеволод Вишневский и поэт Демьян Бедный, спустя некоторое время опубликовавший в газете «Правда» свою новую антирелигиозную поэму «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна». Примерно в то же самое время В.И. Ленин планировал поставить в Москве и памятник Бруту, как ниспровергателю тиранов, но в суете и проблемах Гражданской войны до этого не дошли руки…

Кроме того, в июле 1919 года в выходивших Петрограде «Известиях» была перепечатана (причем без комментариев и опровержения) заметка из выпускаемой в Сибири правительством Колчака газеты «Великая Россия», где рассказывалось об установке памятника Иуде в городе Тамбове. Существует также версия, что памятник Иуде Искариоту был примерно в это же время поставлен в городе Козлов (позже переименованном в Мичуринск).

Кстати, судьба того самого свияжского памятника Иуде тоже неизвестна – так некоторых источниках утверждается, что этот красно-бурого цвета монумент (фигура с протянутыми к небу кулаками и веревкой на шее, лицо искажено гримасой) исчез буквально через две недели после установки, несмотря на то, что охранять его был назначен специальный красноармейский пост. Говорили, что памятник унесли и бросили в реку Свиягу немногочисленные оставшиеся в живых после революционных чисток богобоязненные жители Свияжска.

Информация о свияжском памятнике Иуде публиковалась и в Европе – в напечатанных западными газетами отрывках из книги датского писателя Хеннинга Келера «Красный сад», который уверял, что был в Свияжске весной и летом 1918 года и лично наблюдал указанные события. Кроме того, были напечатаны мемуары писателя А. Вараксина, описавшего установку памятника Иуде в Свияжске, а позже эмигрировавшего из Советской России и выпустившего в 1923 году в Берлине книгу своих воспоминаний. Хотя отдельные эпизоды из этих двух книг вызывают у современных историков вопросы…