Люди и страны

Что дать почитать детям во время будущих летних каникул? Увлекательная книга о выдающихся людях будет в самый раз – вот, к примеру, «Рассказы о великих писателях» Анатолия Сергеева и Валерия Роньшина. Это иллюстрированное издание, вышедшие в серии «Рассказы по истории для детей», посвящено трем великим писателям: сказочнику Андерсену, романисту Дюма-отцу и Шекспиру, поэту и драматургу, которого и спустя несколько столетий считают одним из чудес света.

рассказы о великих пис

Кто из нас не читал роман «Граф Монте-Кристо»? Или, по меньшей мере, не смотрел одну из многочисленных экранизаций и не слушал радиопостановок? Но при этом немногие – даже взрослые и эрудированные люди — знают о том, что замок Монте-Кристо существует до сих пор.

В книге подробно рассказывается о том, как прославленный писатель Александр Дюма, написавший «Графа Монте-Кристо», восторженно принятого читателями, объявил о том, что будет строить одноименный замок, и поручил это дело архитектору Дюрану. «Замок «Монте-Кристо» был возведен в фантастически короткие сроки. Трехэтажная вилла в центре английского парка явила собой ошеломляющее строение, которое соединяло сразу все стили и направления в архитектуре. Вся крыша была утыкана флюгерами. Над центральным входом красовался девиз писателя: «Люблю тех, кто любит меня!»

На каждом этаже было по пять комнат. И ни одна не повторяла другую. Восток и Запад, Египет и Древний Китай были представлены мебелью и различными безделушками – в самых невероятных сочетаниях. Фриз вокруг дома состоял из скульптурных изображений великих людей: Гомер и Софокл, Шекспир и Гёте, Байрон и, разумеется, сам Дюма. По замку (и по всему поместью тоже) можно было бродить часами, делая для себя все новые и новые открытия».

Не менее интересны истории о жизни Андерсена. Так свое семидесятилетие великий сказочник (при участии многочисленных поклонников) отпраздновал по-особому: «Каждое блюдо на столе было названо в честь какой-нибудь его сказки, например: индейка – «На утином дворе», дичь – «Дикие лебеди». В Королевском театре в честь Андерсена поставили спектакль по его пьесе, а в Королевском саду было решено поставить памятник Андерсену».

Льюиса Кэрролла, конечно, прославила дилогия об Алисе, но сам он гордился и авангардистскими стихами, а уж выпущенный сейчас в серии «Иллюстрированное издание» роман «Сильвия и Бруно» считал своей главной книгой. В настоящем издании это произведение публикуется с 92 иллюстрациями замечательного британского художника и талантливого иллюстратора Гарри Фарнисса, создавшего чудесные, незабываемые образы сказочной страны Чужестрании, в которой живут феи, так похожие на людей. По словам автора, книга написана «только вследствие желания предложить детям, которых я любил, некоторые размышления, которые окажутся не лишними в часы невинных развлечений, составляющих сущность Детства…»

И эти размышления часто парадоксальны, что не удивительно: дети – изрядные мастера по части парадоксов: «Право же, это так банально, что все воры выглядят одинаково. Зато если хотя бы некоторые из них принадлежали к четвероногим и прочим …ногим, это – совсем другое дело!»

Действительно… А вот неплохой способ прекратить войны: «Как забавно встретить существо ростом футов этак сто! Такому слон покажется пресс-папье, а крокодил – жалкими ножницами! — И как же ваши расы будут общаться с другом?.. — Ну, война, я думаю, исчезнет раз и навсегда. Когда ты можешь одним ударом кулака уничтожить целый народ, трудно говорить о военном паритете…»

Среди древних римлян были великие герои, полководцы и правители, но самым знаменитым тот, о ком пишет Эдуард Геворкян в книге «Цезарь». Он не просто происходил из знатной семьи, но был, говоря по-современному, трудоголиком, одержимым жаждой успеха. Ради этого ему приходилось манипулировать людьми и распускать слухи о своей даче и покровительстве высших сил. «Дабы римляне узрели, что начинается эра милосердия, Цезарь возвращает все гражданские права изгнанникам и их детям, объявленным во времена Суллы вне закона. За эти одиннадцать дней он успевает провести выборы в магистратуры, снижает долговые проценты, к радости горожан, принимает еще ряд других постановлений, демонстрируя эффективность единоличного правления. А затем складывает с себя диктаторские полномочия…».

Геворкян часто подчеркивает не только неоднозначность некоторых поступков этого политика, но и своеобразие управленческого курса и идеологии самого Рима. Цезарь отличался отменной памятью и не был склонен ко всепрощению, хотя и часто миловал своих поверженных недоброжелателей. Однако именно ему пришлось убедиться, что милосердие к разгромленным врагам делает из них опасных тайных недругов, – в заговоре, ставшим для него роковым, участвовали сторонники его былого противника Помпея, которые стали пользоваться доверием и почетом нового повелителя Рима.

 Николас Хаггер в книге «Соединенные Штаты Америки: тайна рождения», показывает предысторию США, которая полна загадок и полузабытых фактов. Книга повествует о рождении Соединенных Штатов, начиная от основания первых поселений до 1787 г., когда была принята Конституция страны. 16 сентября 1620 г. группа англичан отплыла из Плимута на корабле «Мейфлауэр» и основала поселение Новый Плимут. Но еще раньше – в 1607 г. «их соотечественники, высадившиеся южнее, основали Джеймстаун». Освоение новых земель, как и ведение войн с индейцами, требовало немалых средств, и поэтому английское правительство (учитывая потери от гражданской войны в стране), не брезговало средствами частных лиц, среди которых нашлись не только деловые люди, но и прожектеры-идеалисты, мечтавшие создать на новых землях новое счастливое общество. Так британский адмирал Пенн одолжил своему королю КарлуII 10 тысяч фунтов стерлингов – довольно значительную по тем временам сумму.

«Веселый король», имевший кучу любовниц и соответственно – долгов, деньги возвращать не собирался, но взамен выделил Пенну землю. В 1681 г. появился соответствующий указ и Пенн, ставший мини-королем новой колонии, решил основать за океаном «Христианскую республику». Он вложил немалые деньги в строительство Филадельфии, «Города братской любви». Новый Свет стал для пуритан утопическим Новым Иерусалимом, раем, обретенным в диких дебрях.

После смерти Френсиса Бэкона был опубликован его трактат «Новая Атлантида», в которой рассказывалось об утопической стране, созданной в Новом Свете. Существует версия, что труды Бэкона привез в Америку один из его потомков, и эти книги были спрятаны в подвале первой кирпичной церкви, построенной в Брайтоне. «Мы не знаем, по инициативе ли Бэкона были организованы экспедиции Хамфри Гилберта в 1583 г., плавания Рэли на остров Роанок в 1584, 1585 и 1587 гг., путешествие его (Бэкона) кузена Бартоломью Госнолда в 1602 г…..Однако в королевском указе 1609 г. Бэкон числится как акционер Виргинской компании (10 апреля 1606 г. король Яков I подписал указ о ее создании – ведь ему принадлежала земля колонии, а ее жители были ее подданными) и один из 52 членов Совета ее директоров».

А вот для сравнения наша родная история: Владимир Соловьев «Золотая книга русской культуры». Это красочное издание (более тысячи разнообразных, специально подобранных иллюстраций) можно назвать энциклопедией не только православной культуры, но и народных традиций, всех видов искусства, причем со времен седой старины, с мифов и преданий древних славян, до наших дней.

Включенные в книгу семьсот занимательных рассказов посвящены самым важным событиям, произошедшим на нашей земле, и наглядно показывают, как жили наши далекие предки и даже бабушки, дедушки, отцы и матери, во что верили, что читали, как одевались и какие предметы использовали в быту и по праздникам. «Самыми древними из всех праздников в году были Святки, приходящиеся на время зимнего солнцестояния… Три самых любимых в народе летних праздника называли «зелеными Святками»… На Масленицу возили в санях соломенную куклу – чучело. Ее наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, на ноги надевали лапти. В конце праздника чучело Масленицы в знак того, что зиме пришел конец, сжигали. Так праздновали весеннее равноденствие».

В тексте рассказывается и о загадочной, до сих пор вызывающей споры у ученых «Велесовой книге», прославленных русских богатырях, приводится часть текста былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», описание древнего Киева и побед русского оружия.

Подробно изложена история принятия христианства на Руси, возведения Софийского собора в Киеве и основания Киево-Печерского монастыря. Не забыт и Господин Великий Новгород, о непростой судьбе которого рассказывается в нескольких главах, в том числе и о найденных в его земле берестяных грамотах.

Одна из тем – иконописные школы: «в древнерусской иконописи поначалу тон задавала киевская школа. Ее характерные черты – монументальность, торжественность образов, красочность гаммы, богатство светотеневого изображения… Для живописи Северо-Восточной Руси, и прежде всего для Владимиро-Суздальской, характерен отличный от византийского и киевского изобразительный язык. Это проявляется не только в укрупнении образа в целом, но и деталей, в сочетании оттенков красного, белого, розового и синего цветов…»

Отдельные главы посвящены жизни и творчеству прославленного отечественного художника-баталиста Василия Верещагина и автора великолепных пейзажей Василия Поленова. Многие проникновенные строки посвящены Серебряному веку, а последняя, завершающая глава, «Распятая и воскресшая», рассказывает о культуре в советский и постсоветские периоды, вплоть до работ Ильи Глазунова.