Образцы абсурда

Есть книги, в которых особо ярко отображается фантасмагорическая сторона человеческого бытия. Конечно, несравненным мастером такого изложения был Кафка, но с тех пор появилось немало изданий, которых вымысел — а то и строгая биографичность — предстает многократным отражением реальности в кривых зеркалах.

акройд_рассказы

Питер Акройд. Кларкенвельские рассказы»

Название «Кларкенвельские рассказы» — отсылает к известному памятнику средневековой литературы, «Кентерберийским рассказам» Джеффри Чосера. Именно ими Акройд и вдохновлялся – он, по его собственным словам, позаимствовал часть персонажей у Чосера и стал описывать, как они поведут себя в несколько иных обстоятельствах, но в той же самой эпохе. При этом он предварительно, как обычно, с удивительным педантизмом собрал необходимую информацию о средневековом Лондоне, проникшись настроением тогдашних философских трактатов и почти поверив в достоверность медицинских манускриптов. Но сюжет произведения оказывается по-современному острым и напряженным – приключения при королевском дворе Ричарда II сменяются страстями, разыгрывающимися на городском дне. И весь описываемый мир в целом окутан покровом таинственности и политических интриг, отзвуки которых ощущаются в пророчествах безумной монахини из монастыря Кларкенвел – она предрекает скорый конец династии Плантагенетов.

снафф

Виктор Пелевин. S.N.U.F.F.

Роман о человечестве, разделившемся на чистых небожителей с витающего в облаках оф-шара Бизантиума и неумытых обитателей земли. Верхи давно уже ничего не могут без искусственных стимуляторов, разве только презирать те, кто внизу. Низы люто ненавидят верхних и готовы продать душу кому угодно, лишь бы на этот самый верх попасть. Но самое главное – зрелища, чем острее, тем лучше. Если нижние не спешат начать войну, им организуют и casus belly, и сопутствующие спецэффекты. Недаром каждой порхающей, а точнее хищно барражирующей камере придана пушка и ракетная установка: «…сила современной философии не в силлогизмах, а в авиационной поддержке». Управляет камерой оператор, он же боевой пилот, в удаленном режиме, от лица такого стрелка-визионера и ведется повествование. Одержимый, как и подобает ходячей пародии на рефлексирующего интеллектуала, самокопанием, этот товарищ живет со смазливой куклой –если уж доводить идею золотого миллиарда до абсурда, то и кукольные красотки-модели обязаны превратиться просто в модели кукол.

льоса_обложка

Марио Варгас Льоса. Сон кельта

На этот раз Льоса избрал на роль главного героя реально существовавшего человека – Роджера Кейсмента, ирландца по происхождению, ставшего видным английским дипломатом, а впоследствии присоединившегося к борьбе за свободу Ирландии и казненного за это. Кейсмент, еще будучи британским консулом в Конго, прославился тем, что провел расследование и представил доклад о крайней жестокости колониальных властей на территории страны которая в начале ХХ века была личным владением бельгийского короля Бельгии, хотя и называлась Свободным государством Конго… Об этом и пишет Льоса в своем романе, изображая и благородные побуждения героя, и его человеческие слабости. Кейсмент после Африки становится консулом в Рио-де-Жанейро и обнаруживает в Латинской Америке таких же бесчеловечных плантаторов и затравленных местных жителей… Конан Дойл описал Кейсмента в своем романе «Затерянный мир» под именем лорда Рокстона. За защиту угнетенных консул получил от английского короля орден святых Михаила и Георгия, а также звание рыцаря-бакалавра. Но вскоре — после Пасхального восстания в Дублине он был приговорен к смерти за государственную измену и казнен. Заступничество Уильяма Батлера Йейтса, Бернарда Шоу и Конан Дойла не помогло.

 мамлеев_обложка

Юрий Мамлеев. После конца

Книга повествует о мире, который сформировался после того, как случился конец света. Оказавшийся в будущем герой романа, наш современник Валентин Уваров, с ужасом наблюдает эту реальность, где, вырвавшись из темных глубин больных душ, расцвели омерзительные страсти, и сама земля «путалась, шипела под ногами, как змея». Но даже в этом аду находится защищенное от зла пристанище, и там Валентина встречают «люди простые, из бедных дворян», родившиеся почти за два века до него. Они и их взрослая дочь, в придачу с молодым человеком, угодившим во тьму постапокалиптического существования из 1926 года, – вот и все товарищи Уварова то ли по грандиозному несчастью, то ли по великому испытанию веры. Правитель местного ада, «худой старик с лицом, похожим на отрешенное чучело», приезжает с вооруженной до зубов бесовской охраной посмотреть на пленников своего жуткого царства — и при этом безмолвно плачет. Но кто и зачем отправил Валентина в это чудовищное будущее или наслал на него нескончаемый кошмарный сон? Ведь где-то в параллельной реальности течет привычная жизнь XXI века…

штамм закат

Гильермо дель Торо, Чак Хоган. Штамм. Закат

Первая часть – «Штамм. Начало», — повествовала о том, как в Америку в багажном отделении обычного рейсового самолета отправляется некто, тщательно упакованный в гроб со влажной землей, и превращает всех пассажиров в скопище трупов. А потом они оживают… Но это уже не люди, их кровь полна червей и вирусов, которые и делают человека монстром с жалом вместо языка. Гильермо дель Торо обыгрывает в «Штамме» тему, обозначенную им еще в «Хеллбое», — современное действие перемежается рассказом о том как в Европе времен Третьего рейха именно фашисты обеспечивали вампирам-союзникам заключенных в качестве добычи. Несмотря на зловещий антураж, в том числе использование популярной темы Древних, сюжет несет черты глубокой психологической драмы и крипто-истории одновременно.