Точка зрения на мир

пусть вращается

Колум Маккэнн «И пусть вращается прекрасный мир»

Около еще стоящих прочно башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке начинается действие романа в некий день 1970-х годов – тот, когда отчаянный циркач из Франции тайком пробирается на крышу одного из этих небоскребов, привлекая всеобщее внимание. «Его было видно с парома у Стейтен-Aйленд. От мясных складов на Вест-Cайде. С новеньких высоток парка Бэттери. От бродвейских лотков с утренним кофе. С площади внизу. С самих башен». Озадаченно смотрят на канатоходца метеорологи из своего вертолета, мчатся к башням полицейские машины, выглядывают из окон многочисленные клерки, задирают головы прохожие на оживленных тротуарах… Писатель показывает, как вокруг храбреца, идущего по канату между башнями, вращается не только Нью-Йорк, но и весь мир, причем не только настоящее того момента, но и пестрый калейдоскоп воспоминаний о прошлом, и события наших дней. «Человек застыл посреди неба, в то время как самолет будто ныряет в угол небоскреба. Один мимолетный фрагмент истории, породнившийся с другим. Словно идущий по канату человек как-то предвидел грядущие события…».

лима 333

Хосе Лесама Лима. Зачарованная величина: Избранное

Книги Лимы не только предвосхитили, но отчасти и породили международный «бум» латиноамериканского романа – так, его роман «Paradiso» публиковался отдельными главами еще в 40- годах прошлого века, а полностью был напечатан за год до «Ста лет одиночества». В произведениях Лимы переплетены воедино героическая история Латинской Америки и анализ ее поэзии, «В покорной гаучо безлюдной дали столько родства с пространством отсутствия у Хосе Марти!». «Гавана» — удивительно поэтичное эссе, описывающее не столько кубинскую столицу, как реальный город, сколько один из обязательных элементов человеческой цивилизации, воплотившей в себе одновременно Прошлое и Будущее. «Если устройство храма или фигура танца – это своего рода продолжение человека вроде панцирей у моллюсков и лучше всего защищает его от внешних воздействия, тогда золотая дверная петля диалога между Афинами и Гаваной действует по сей день».

 

Дина Рубина «Окна»

Идея совместного с мужем, художником Борисом Карафёловым, издания наметилась у писательницы во время перетаскивания его картин в новую мастерскую. Вдруг бросилось в глаза, что на полотнах много окон, «чуть не в каждой картине – окно». Картины расставили, а одними разговорами о нарисованных окнах тема не исчерпалась, напротив, набирая силу, покатилась лавина воспоминаний об окнах памяти и окнах-метафорах, мыслей о том, как часто бывает, что тот или иной человек ассоциируется с окном в месте первой встречи… Так появился этот необычный красочный том, «где оконные переплеты в его картинах плавно входили бы в переплет книжный, а крестовина подрамника служила бы образом надежной крестовины окна-сюжета». Многоцветные картины органично сочетаются с красочными рассказами. Воспоминания о собственном детстве – вот побег из пионерлагеря, и никто не верит, что девочка могла пройти ночью, пешком и босиком весь путь до города; а вот бабушка с ее житейскими притчами-наставлениями… Образы друзей и близких, впечатления странствий, миниатюра, где четырехчасовой разговор по телефону доверия может спасти жизнь.

 

Беар Гриллс. Жизнь в дикой природе

Автор, в прошлом спецназовец из элитного подразделения, посвятил свою жизнь странствиям, когда сумел встать на ноги после тяжелой травмы позвоночника. Книга начинается словами: «Ум и мужество никогда не выйдут из моды… Жизнь — это приключение, в которое надо бросаться безо всякого страха». Гриллс язвит по поводу модных фитнесс-методик, пригодных лишь для комнатных условий: мол, зачем тебе безупречный рельеф мышц, если ты даже на дерево залезть не умеешь? Вспоминает случаи из времен своей военной службы: «В армии солнечные ожоги приравниваются к травмам, полученным по вине самого солдата, и из-за них можно угодить под трибунал…» И, конечно, с не меньшей язвительностью отставной спецназовец проходится по моде на камуфляжную одежду среди мирного населения: что будет с таким модником, если он заблудится в лесу, и его придется искать с вертолета?..