Удочка, ружье, собака

опытный рыболов

«Опытный рыболов всегда с уловом» А.В. Пышкова и С.Г. Смирнова  примечателен множеством больших и маленьких рыболовных хитростей и секретов, которыми авторы щедро делятся с читателями. Среди прочего, говорится о ночной ловле на спиннинг и правильном выборе места для этого. Выбирать, конечно, надо днем. Особенности клева в разные часы ночи уловить не так просто, но опытные рыбаки всё же отмечают некие закономерности. Летом, когда вода очень теплая, больше поклевок приходится на предрассветные часы, а осенью – наоборот. Очень хороший клев бывает в лунные ночи: тогда буквально поклевка следует за поклевкой.

Летняя ловля на мормышку – традиционный атрибут зимней рыбалки — уже перестала быть редкостной экзотикой. Таким образом ловят и хищную рыбу – окуней, голавлей или мелких щучек, и мирную – плотву, линя, карпа. Но для успешной ловли необходимо правильно подбирать леску с мормышкой. Леска должна быть мягкой и соответствовать диаметру. При этом на леске не должно быть узлов и она не должна висеть кольцами.

Половив на одну мормышку, стоит попробовать другую, иного цвета и раскраски бус. На одном месте, меняя цвет бус, можно ловить еще некоторое время. Чтобы реже были обрывы, леску после рыбалки стоит перемотать наоборот, а тот участок, на который ловили, намотать на катушку, мормышку привязать к противоположному. После рыбалки стоит просушить мормышки, чтобы крючки не заржавели, а леску размотать и подсушить.

Помимо текста с полезными советами в книгу включено множество схем и рисунков, изображающих всевозможные виды приманок для самой разной рыбы.

Для любителей побродить с ружьем по лесам будет интересна книга Жана Бертона «Охота»  – красочный фолиант, подробно рассказывающий об оружии и снаряжении, охотничьих собаках, разновидностях дичи и хищниках, охраняемых видах и управлении охотничьими угодьями. Автор доказывает, что присутствие настоящего охотника в современной природной среде становится все более необходимым, ибо именно он восстанавливает нарушенное техническим прогрессом природное равновесие.

Именно охотники, в отличие от равнодушных в своей основной массе горожан, понимают, что если не будет дичи, то не будет и охоты. Поэтому современная цивилизованная охота порой даже не уничтожает редкие виды (как об этом порой говорят непрофессионалы, охочие до лживых сенсаций), а помогает восстановить популяцию основных видов дичи, сделав их даже более массовыми, чем десятилетия назад.

Отдельная глава посвящена правильному выбору охотничьего оружия. Основные правила таковы: при загонной охоте на крупную дичь с расстояния 35-40 м можно порекомендовать гладкоствольные ружья, а для стрельбы с расстояния 150-200 м по дичи, к которой сложно приблизиться, лучше выбрать карабин — нарезное оружие обладает более точным боем на значительные дистанции.

Среди экзотических вариантов – охота с луком. Охотничий лук снова входит в моду – так в США десятки тысяч охотников используют лук и стрелы, и несколько сотен – во Франции. Но убить зверя из лука – не так уж легко: необходимо уметь приблизиться к дичи на несколько десятков метров, бесшумно пробираясь в подлеске, подходя с подветренной стороны и даже раскрашивая для маскировки лицо.

Для охоты используются три вида луков: прямой лук (лонг-боу) – самый традиционный, но трудный в натяжке; изогнутый с выгнутыми концами (облегчающим натягивание); компаунд – снабженный приспособлениями, позволяющими его легко держать в натянутом состоянии.

Конечно, охотничье издание не могло обойтись без рассказа о собаках. «Любить охоту ради собак, а собак ради охоты – такой девиз многих охотников… — пишет автор, — …Истинный охотник не представляет охоты без звучного гона настоящей гончей».

оружие

Ружьям и правилам их выбора, а также истории посвящена книга Е.Г. Копейко «Охотничье и спортивное оружие мира. Австрия, Венгрия, Сербия, Чехия, Швейцария» (Вече). Читатель узнает, что среди стран завоевавших мировое признание в этой сфере, Австрия занимает лидирующее положение более ста лет. На ее территории крупных оружейных заводов практически нет, оружие, предназначенное для охоты, в основном делают небольшие, но многочисленные компании, разбросанные по разным городам и регионам. Австрийские карабины и штуцеры по оценке специалистов редко подводят владельцев, давно заслужив репутацию точного и надежного оружия. «Визитной карточкой» работы местных умельцев является хорошо узнаваемый, национальный стиль гравировки. Ложе вырезается из орехового дерева, обладающего особо прочной фактурой и привлекательным цветом.

Свое охотничье оружие австрийские мастера оснащают замками всех известных и популярных систем. Кроме того, они создали ударные механизмы настолько неординарной конструкции, что двустволки или тройники, оснащенные ими, часто называют по фамилиям авторов. Из них самыми известными и сохранившими актуальность в настоящее время являются замки двойного взведения на боковых пластинах, которые разработал талантливый оружейник Густав Фукерт из города Вайперт в Богемии. В Австро-Венгрии этот город наряду с Ферлахом был известен как крупный центр оружейного производства. Сам изобретатель происходил из местной мастеровой семьи, в ряде поколений которой были и другие оружейники.

Книга содержит информацию о 44-х специализированных компаниях Европы. Среди них упомянуты самые лучшие: 29-х австрийских, 7-х чешских и 3-х швейцарских, и еще 5 предприятий из других стран. Особое внимание уделено компаниям, действующим в настоящее время, но не забыты предприятия, в свое время повлиявшие на формирование оружейного производства.

«Оборот оружия в Австрии находится под контролем полиции, причем владение охотничьим оружием не ограничивается. Здешние охотники могут приобрести столько штуцеров, двойников, тройников, четырехстволок и карабинов, сколько считают нужным. Короткоствольное оружие — пистолеты и револьверы, также можно приобрести, но его хранение и ношение на охоте регламентируется более строго». При этом австриец, желающий купить охотничье ружье, должен получить специальную Jagd Karte, подобие российского охотничьего билета. Получить подобный документ, не продемонстрировав умение правильно владеть оружием и стрелять, невозможно.

искусный рыболов

Особого антагонизма между рыбаками и охотниками в наше время вроде бы не наблюдается, а если вдруг возникнет дискуссия о достоинствах этих видов времяпрепровождения, то можно обратиться к самому настоящему литпамятнику. Вот он: «Искусный рыболов, или Медитация для мужчин».

Автор этой книги Исаак Уолтон (1593-1683) — один из классиков английской литературы, родоначальник жанра биографии. Но настоящую славу ему принес именно «Искусный рыболов», впервые опубликованный в 1653 году и совершенствовавшийся автором в течение двадцати с лишним лет. При жизни Уолтона книга выдержала пять улучшенных и дополненных изданий, в следующем, XVIII, веке «Искусный рыболов» переиздавался 10 раз, в XIX веке вышло порядка 117 (!) переизданий, в XX веке — более 40. Менялись короли на тронах, перекраивалась карта мира, а новые и новые ценители мирного искусства «рассветы с удочкой встречать, закаты с нею провожать» обращались к Уолтону и за высоким вдохновением, и за практическими знаниями. Ибо этот ученик поэта-священника Джона Донна умел не только складывать слова в строфы, но и ловко управляться с удочкой, — как свидетельствовали современники, Уолтон был истинным мастером по части ловли рыбы на червя, кузнечика и лягушку. А по части применения разнообразных мушек он опирался на опыт собратьев по «великому племени рыболовов», прежде всего Чарльза Коттона, выведенного в книге под именем Венатора.

Охота тоже не обойдена вниманием — книга открывается главой «Обмен мнениями между рыболовом, любителем псовой охоты и соколятником. Каждый хвалит свое увлечение». «Сколько удовольствия получает мужчина, охотясь на благородного величавого оленя, на дикого вепря, хитрую выдру, лукавую лису и пугливого зайца?!. Как это укрепляет здоровье, увеличивает силы и энергию человека!.. Какой музыкой кажется лай своры охотничьих собак любому мужчине, уши и сердце которого счастливы внимать этому музыкальному инструменту». Впрочем, произнеся этот пылкий монолог, Венатор-охотник выражает готовность «два-три дня посвятить рыбалке». Пискатор-рыболов радостно объясняет неофиту тонкости любимого занятия, что и составляет основное содержание книги: диалоги о повадках рыбы разных видов, о способах изготовления уловистых приманок, а также о приготовлении вкусных блюд из улова.

 

Книга Марины Белозерской «Жираф семейства Медичи, или Экзоты в большой политике» посвящена временам, когда заморские животные и впрямь были в диковинку. Публичных зоопарков тогда еще не строили, поскольку львы, жирафы и прочие существа обычно являлись подарком одним правителей другим. Скажем, цари Месопотамии, получая в дар иноземных животных, обустраивали для них обиталище посреди роскошных парков, но эти прообразы зоосадов были предназначены для увеселения не широких масс, а государя и приближённых. Может быть, не допущенные в кущи поэту и сочинили потом сказки про райский сад. Древнеримские высокопоставленные деятели (среди которых был Гней Помпей Великий) устраивали для народа, требовавшего хлеба и зрелищ, гладиаторские бои, в том числе и схватки с участием экзотических животных.

Новый этап в этом коллекционировании, сопряженном с получением совсем уж редких заморских видов, начался после открытия Америки: «Благодаря новым открытиям в естественной истории шестнадцатое столетие оказалось великим веком коллекционирования и изучения разнообразных природных творений. Открытие Нового Света и путешествия Кортеса и других искателей приключений, новые птицы, животные и растения, попавшие в Европу, возбуждали любопытство и способствовали пересмотру многих теорий…поток необычных, незнакомых видов заставил натуралистов иначе взглянуть на старую систему знаний».

Книга рассказывает о диковинных иноземных животных, которые держал Александр Македонский, египетские Птолемеи, Лоренцо Великолепный, император и прославленный коллекционер диковинок Рудольф II, Жозефина Богарне. Кстати, жена Наполеона превратила поместье Мальмезон не просто в сельский приют для семьи, но в естественнонаучную лабораторию, «самый прекрасный и необычный парк в Европе, образец идеального возделывания почвы».

 

А если поговорить о зверушках, радующих нас здесь и сейчас? Ольга Арнольд в книге «Любимая противная собака» повествует о самых обычных – если это слово применимо к столь незаурядным личностям — домашних любимцах. Конечно, не только о собаках там идет речь. В издании есть замечательная глава, посвященная персидской кошке, которая так незамысловато называется – «Дневник одной кошки». Думайте, так просто ограбить хозяйский холодильник? Сначала необходимо сформировать команду кошек-преступников, потом вовлечь в нее собаку, которая подходит к холодильнику. Кошка взбирается ей на загривок и став на задние лапы, повисает на ручке. Потом начинается бандитский пир, в завершении которого раздаются несогласованные людские вопли и пристрастное следствие. Особенно – для пойманных с поличным. Не можешь залезть за шкаф и прихватить с собой связку сосисок — готовься к головомойке.

Текст, написанный известным зоопсихологом от имени животных, рассказывает о людях, с которыми они живут. Так терьер Тимофей делится впечатлениями о своих «хозяевах», которых он заботливо называет Папой и Мамой: «…с хозяевами мне повезло… Квартиру у меня теперь приличная, двухкомнатная, в каждой комнате — по спальному месту…». После прочтения возникает закономерный вопрос – кто кому приходится младшими братьями, мы – домашним животным, или они – нам?

А вот и классика – знаменитый труд Л.П. Сабанеева (того самого, о ком упоминал Гиляровский) «Собрание сочинений в двух томах. Том 1. Охотничий календарь. Собаки охотничьи» (Престиж Бук). Это огромная (свыше 1000 страниц!) книга напечатана по изданию конца XIX века и является классикой охотничьей литературы. Каким же был календарь русского охотника столетие с небольшим назад?.. Во времена Аксакова многие мелкопоместные дворяне травили перепелов ястребами, а гоголевские уездные чиновники еще держали борзых. В этой книге подробно рассказывается о разновидностях собак, в том числе и их истории возникновении, о присущих породам охотничьих качествах: «Если мы примем в соображение главные недостатки старинных ирландских сеттеров, о которых упоминают все авторы, начиная Лавераком и кончая Беллькруа, а именно короткую стойку и большую наклонность к гоньбе дичи, горячность, непослушание и упрямый характер, то придем к заключению, что ирландский сеттер произошел главным образом от скрещивания сеттера-спаниеля с фоксхоундом с позднейшим добавлением крови пойнтера и борзой».

А как же такая замечательная охотничья собака — лабрадор-ретривер, о которой многие наши сограждане узнали благодаря переводам книг Джеймса Хэрриота? Ведь во времена СССР был только один ретривер на всю страну – у Леонида Ильича Брежнева. Этой породе посвящена книга Алика Фаткуллина «Ретриверы: охота, испытания, состязания» (Вече). Ретриверы хороши тем, что при общении с ними (да, с собаками надо общаться, а не просто громко командовать и заставлять выполнять свои прихоти) нужно вести себя «по-джентльменски». Необходимо учитывать, что при обучении ретриверов они всегда испытывают затруднения при переключении с одного элемента на другой. Как советует автор, известный российский кинолог, «в процессе дрессировки ретривера главное – соблюдать доброжелательность, предусмотрительность, твердо и последовательно добиваться четкого выполнения всех отданных команд». Ретриверы имеют хорошо развитое обоняние, слух и зрение, умеют использовать врожденные нижнее и верхнее чутье, не быстро, но тщательно обыскивать местность охотничьих угодий и умело аппортировать пернатую дичь. Эти собаки выносливы и незаменимы при длительном розыске и подаче из крепких мест подранков водоплавающей дичи, которых в период открытия охоты бывает предостаточно.

Помимо охоты, ретриверы используются в качестве собак-компаньонов, семейных любимцев, поводырей слепых, спасателей людей, розыскных собак на службе в государственных органах.

Во время проведения экспертизы по различным видам испытаний проверяются качества, которые должны быть заложены в ретривере как охотничьей собаке. «Собака породы лабрадор-ретривер с посредственным чутьем, боязнью выстрела и воды, но с отличными экстерьерными данными все-таки не является охотничьей собакой и не должна допускаться в племенное разведение. Кроем того, есть множество недостатков в поведении ретриверов, которые не типичны для породы и должны пресекаться в племенном разведении. Например, злобность к собакам, драчливость, агрессия к людям, убегание от хозяина во время прогулки и бродяжничество».

В книгу включены рассказы о ретриверах, раскрывающие характерные черты этих собак (а может быть – и их владельцев), раздел, посвященный рациональному кормлению, а также словарь охотничьих и кинологических терминов.