Зеркало жизни

Кто выбирает: люди — книги или же книги — людей, которые будут их читать и перечитывать? 10 книг XXVIII Московской международной книжной выставки-ярмарки, которые стоит прочесть.

волкова (2)

Паола Волкова. Мост через бездну. В пространстве христианской культуры

В этом иллюстрированном издании материал представлен, следуя авторскому замыслу – в исторически-хронологическом порядке.

Первая глава посвящена Джотто Бондоне и Франциску Ассизскому, которому приписывается единственное литературное произведение – «Цветочки». Волкова подчеркивает важную деталь: «любовь и понимание Франциска Ассизского, нестяжание и жажда любовной близости с людьми, принципиальное неимение ничего лишнего, принципиальный аскетизм – все это привело к очень интересному культурному феномену, к появлению обширной переводческой литературы. Именно тогда была создана самая большая гильдия переводчиков, потому что перевод с языка на язык был жизненно необходим. Европа сама по себе была многоязыка, к тому же она вобрала в себя арабскую литературу и культуру, которая тогда находилась в расцвете. Арабская культура была диффузна по отношению к Европе, она проникала в Европу. Бонавентура перевел бестселлер того времени «Хождение пророка Мухаммеда в ад», где пророка Мухаммеда сопровождал архангел Джабраил. Это был подлинный бестселлер – детектив, приключенческая проза, которой зачитывалась Европа, испанские короли». На итальянской земле книга появилась в год рождения великого Данте…

Орландо де Кьюзи подарил Франциску гору, которая находилась в Апеннинах и называлась Алверно. Франциск принял гору и часто ходил на нее, и молился, и на этой горе случилось то преображение. Обращаясь к истории искусства и литературы того периода, можно отменить, что гора – это не просто возвышенность, а вершина, место преображения.

Одна из глав посвящена символике готического собора. Собор подобен не только книге – и каждый его элемент не только имеет свое особое значение, но и «сцепку со всем остальным», но и является музыкальным инструментом, обладающим необыкновенным феноменом акустики – идущим сверху звуком.

В издании уделено внимание созданию художественного языка и развитию книжной культуры. Как в наше время многие воспринимают Средневековье? Как Темные века, по сравнению с которыми современность выглядит вершиной человеческой культуры. А между тем «все зажиточные горожане имели собственные библиотеки. Библиотеки были благосостоянием, и владельца библиотеки считали состоятельным человеком. По его книгам оценивалось состояние. Собирать библиотеку – это входило в традицию раннего средневековья. Библиотеки были фантастическими.

В XV веке выходит книга, которая называется «Смерть Артура». Она описывает с картинками Круглый стол и все фигуры, которые окружали Артура, дуэльный кодекс, который продержался до XIX века, — кодекс короля Артура. Там сказано, как должны вести себя рыцари на дуэлях, как они жили в замках, чем они занимались и как они одевались».

Завершающий раздел посвящен русскому искусству и образу идеальной духовной жизни.

конспирациум обл оконч маленькая

Конспирациум. Сост. Алекс Громов

Антология «Конспирациум» — первая книга серии Terraart, в каждую из которых входят новые произведения российских и зарубежных авторов в новом жанре — фантастика non-fiction — использующем элементы реальности для фиксирования грядущего. Книга награждена специальным призом Евразийской премии — «Взгляд в будущее». Авторы произведений, вошедших в книгу, — Корнелий Магнус, Карина Сарсенова, Табаи Сейед Нассер, А. Санти, Алексей Васенов, Ольга Шатохина, Алекс Громов, Арти Д. Александер.

«Конспирациум» открывается путеводителем, позволяющим читателю составить представление о каждом из произведений и сразу выбрать любимую тему.

Например:

Рожденный вещать и его гости: будни подлинно народного галактического радио («Дежурный по галактике»);

Как заменить одного из трех слонов, держащих землю? В каком возрасте сделать выбор между плоской и круглой землей? («Тарелка мироздания»);

Среди рекомендателей необходим солидный кот! Как сделать так, чтобы за вас вовремя промяукали? Протоколы кошачьих мудрецов («Истории кота Лордика – I»)

И последние дни каждого из миров можно превратить в выгодный проект. Подробные рекомендации для организаций и частных лиц («Конец света в вариациях»);

Атлантида – грандиозный суперкорабль, ведь древние цивилизации не разменивались на мелочи и если строили — то на века. Однако даже великое когда-то ломается, и тут выясняется, что восстановить его может только избранный… («Версия Атлантида»).

Создайте книжный сервис и рано или поздно вам вспомнится, о чем рассказывалось в одной из книг, прочитанных в детстве. Просто ностальгия или руководство к дальнейшим действиям?.. («Синяя книга»)

 Рассказ «Любовь зла» — удивительная история о музыке, коварстве и всепобеждающей любви. Демон, не имеющий паспорта, не может покинуть планету. Стражи не дремлют, и силу им придает изысканная музыка. На одной из планет ради особо гармоничного вокала в дополнение к двум естественным выведено еще пять полов… Но что будет, если однажды музыка на мгновение умолкнет?

Древние легенды не обманывают, как свидетельствует написанный на основе классического сюжета рассказ «Семь подвигов Рустама», и настоящим героям всегда найдется место в новых легендах. Не важно, вечен их век или они простые смертные, на земле, в воде или в космосе… Даже в мире технологий у них всегда есть достойная работа.

Одно из центральных мест в книге занимает роман «С магическим приветом!». Революционная романтика преобразована в официальное советское чародейство, чуждое буржуазной магии. И вот уже предстает во всей несокрушимости великая Цивилизация Наркомов. «Практика вообще была важнейшей частью совершенствования советского мага, поскольку оторванные от реальной жизни передовых классов теоретики, обитающие в частных башнях из дорогостоящей, а значит приобретенной на нетрудовые доходы слоновой кости, могут существовать только в буржуазных странах. Курсантам приходилось помогать уже состоявшимся красным магам, работая частенько и в полевых условиях. Например, на столичных улицах и площадях, где обитала всякая околомагическая буржуйская шушера, в том числе — маскирующаяся под торговцев лаптями, вениками и научной литературой, уцелевшей при взятии Зимнего и пожаре Александрийской библиотеки…»

Впрочем, закон сохранения мифов и легенд, а также тайн подковёрной реальности справедлив везде и всюду. Путеводная нить сшивает воедино слои действительности, магическое прошлое, наше настоящее и неизведанное будущее. А самое главное — как найти свое место в этой необычной реальности?

Ishrak-6-.......indd

Ишрак: ежегодник исламской философии: 2015. № 6

В книгу, выпущенную издательствами «Наука» и «Садра», включены около 20 научных статей на русском, английском и французском языках, анализирующие трансцендентную философию Садр ад-Дина Ширази – прославленного философа и мистика, синтезировавшего идеи неоплатоников, суфиев и мусульманских теологов. Помимо исследований, в сборник включены и два перевода его текстов – отрывок из «Престольной мудрости» и трактат «Припасы странника». В первый раздел (трансцендентная философия), включены произведения видных специалистов по философии Садр ад-Дина Ширази.

Основные темы, составившие второй раздел – этика и философия религии. Следующий раздел посвящен сравнительной философии, в завершающих главах рассказывается об исламском мистицизме и теоретическом суфизме. «В области суфийской мысли наиболее важная тема для размышлений – это сущее, на втором месте – познание. Источник суфийского знания – это откровение и неопосредованное знание». В издании рассматривается онтологическое измерение проблемы Истины в поэме Шабистари «Цветник тайны». «Полной же противоположностью Истины оказывается ложь, представляющая собой понятие чисто негативное и в этом качестве коррелирующее с небытием. Ложь – то, чего нет, небытие».

вы же не чужой

Хушанг Моради Кермани. Вы же не чужой

Эта книга вышла в новой серии «Иранская мозаика», которая будет включать романы современных иранских авторов на самые разные темы: здесь найдутся и бытовые зарисовки, и юмористические рассказы, и политическая сатира, и, конечно же, повествования о любви. Каждая из этих книг подобна яркому, красочному изразцу, украшающему купола роскошных старинных мечетей, а все вместе они, подобно кусочкам мозаики, составляют огромное разноцветное полотно динамичной, многогранной жизни иранского общества.

«Вы же не чужой!» – так говорят в Иране человеку, которому хотят поведать что-то глубоко сокровенное. «Вы же не чужой, и поэтому у меня нет от вас никаких секретов». Именно так обращается к своему читателю писатель Хушанг Моради Кермани. «Вы же не чужой, вы как родной мне, и поэтому я могу рассказать вам историю моей жизни так, как она есть, ничего не утаив и не приукрасив…»

Роман известного современного иранского писателя построен на автобиографических мотивах и детских воспоминаниях. Игры и шалости соседствуют с примерами детской жестокости, сложные семейные отношения, которые мальчик наблюдает среди многочисленной родни, — с колоритными бытовыми зарисовками. «Каждый раз, когда одеколон заканчивается, дядя отдает флаконы мне для игры. В один из дней я взял еще полный флакон, чтобы показать его школьникам. Флакончик маленький, размером с флакончик для микстуры от кашля. Один из учеников взял у меня флакон и вылил его весь себе на голову. Школа наполнилась запахом сирени…». Страница за страницей автор воссоздает мир своего детства и атмосферу тогдашнего времени.

хранители2 (4)

Карина Сарсенова. Хранители пути 2. Сердце ангела

Захватывающий и многоплановый, этот новый роман известной писательницы, лауреата Евразийской премии и многих других наград – во время Московской книжной ярмарки ей была вручена медаль «За вклад в культуру и искусство», — продолжает глубочайшую тему борьбы сил добра и зла за власть над мирозданием. Он является и прямым продолжением романа «Хранители пути», по которому снят скоро выходящий на экраны одноименный мистический триллер.

Однако в новом романе противостояние выходит на принципиально иной, потрясающий масштабностью уровень. Вся Земля, все тонкие миры становятся полем сражения. Но как и прежде, повлиять на его исход способен и один человек, одна-единственная душа. «Отдельная личность имела значение для исхода крупной битвы при условии накопления ею огромного количества личной силы. При обладании ею возможностью влиять, причем быстро и недвусмысленно результативно, на людей и ситуации. Таких ходячих концентратов власти в грубом земном мире было совсем немного. Их недостаток приходилось компенсировать образованием групп из разнокалиберно сильных людей. Из исполнителей, способных одновременно вести и подчиняться. Целеполагать и исполнять. Создавать и разрушать. Да, перевербовка мощных светлых душ имела для Шалкара особое стратегическое значение… Он предлагал. Покупал. Задешево. А иногда брал свое и вовсе бесплатно. Глупость, жадность и торопливость – плохие качества при торговых сделках любого вида…».

Орудием зла становятся и примитивные развлечения, и те, кто их обеспечивает, — талантливые люди, не устоявшие перед искушением легкого обогащения и сиюминутной славы. Но в то же самое время укрепляется противодействующая тьме сила, помогающая каждому человеку обрести себя и услышать искренний голос своей души, чтобы встать на дорогу, ведущую к сияющим высотам духа. «Творчество было повсюду. В общение с семьей. В рабочем процессе. В дружбе. В любви. В познании мира и себя. Душе, идущей дорогой Света, было что сказать…». Но что же станет решающим фактором, который склонит чашу весов в пользу Света и Жизни?

любовь (3)

Карина Сарсенова. Любовь как смысл бытия

Мелодизм поэтических произведений Карины Сарсеновой и виртуозность ее стихотворного мастерства столь замечательны, что многие из них стали песнями, которые теперь исполняют известные артисты. В новый сборник, с большим успехом представленный на недавней Московской книжной ярмарке, включены не только стихи, но и драматические произведения. Они раскрывают перед читателем богатейшую гамму человеческих стремлений и страстей, чувств и желаний, заставляя задумываться над важнейшими вопросами бытия. Сложные проблемы осознания прошлого, примирения с ним, обретения сил для продолжения жизни и для того, чтобы изменить ее, наполнив новым смыслом и содержанием, изложены в точной и емкой форме.

Главная героиня пьесы «Обратная сторона сердца» осталась сиротой, едва увидев свет — ее отец, желая избежать невыгодного брака, организовал убийство своей несостоявшейся жены. И вот повзрослев, она все свое существование подчиняет жажде мести. Причем ярость ее направлена на собственных единокровных братьев, однако погубив сыновей своего отца, она обнаруживает, что это не способно утолить ее застарелую боль. «Долгие годы я жила в ненависти и злобе. Мое желание исполнилось. Я отомстила за боль, нанесенную моей матери и мне. Но мщение не принесло облегчения. Наоборот, боль стала сильнее… Жизнь во имя любви – вот настоящая жизнь! И я даю вам слово, что проживу ее сполна!»

кодекс бесчестия (2)

Елена Котова. Кодекс бесчестья. Неженский роман

История человека, его друзей, врагов и партнеров – на фоне метаморфоз, происходящих в стране. Пройдет всего несколько лет – и главный герой, преуспевающий банкир (и, в общем-то приличный человек) Константин Александров потеряет слишком многое. А пока – нужно делать большие деньги, встречаться с важными людьми и договариваться с партнерами. Вот один из них. «Металлургический и два машиностроительных комбината, страховая компания, банк – невзрачный, правда, — и еще огромное количество другого несчитанного добра. Империя Скляра была огромна, а он все прикупал активы. Всеядно, без разбору, чего Александров, положа руку на сердце, до конца не понимал. Ладно еще в нулевых, когда деньги, казалось, не кончатся никогда, когда они возникали только что не из воздуха…Но лафа кончилась, все стали считать деньги. Одному Скляру хоть бы хны… Платон порой раздражал Александрова – своим напором и всеядностью, но чаще восхищал..Скляр всегда был в ровном настроении, привычно насмешлив, легко мог очаровать любого, а жесткость его хватки, циничное отношение к миру, которое он не скрывал, Александрова просто изумляли». И к тому же Скляр чувствовал, когда что-то нужное ему оказывалось рядом. Однажды этот титан бизнеса и автор множества многоходовок будет убит киллером по заказу мелкого и злобного неудачника. А Александрову предстоит лишиться своего любого бизнес-детища и не найти общий язык с обретенной дочерью. Что же в итоге останется от былых успехов?

шахматы (2)

Хабиб Ахмад-заде. Шахматы с Машиной страшного суда

Глубоко психологичный и достоверный роман посвящен одной из самых драматических страниц истории современного Ирана — ирано-иракской войне 1980–1988 годов, которую относят к числу самых жестоких военных конфликтов конца ХХ века. До сих пор в Иране события тех лет именуются «Священной обороной». Война была навязана Ирану не только агрессивным иракским режимом, но и поддерживавшими его западными правительствами, чьей целью было получение контроля над богатейшими нефтяными месторождениями пограничной с Ираком области Хузестан. Вот только никто из них не предполагал, с каким мощным отпором придется столкнуться захватчикам, когда народ Ирана в едином порыве поднимется на защиту своей страны.

Сюжет романа виртуозно строится вокруг нескольких дней из жизни молодого ополченца, который вместе с немногочисленными товарищами обороняет осажденный город. Здесь есть всё: и батальные сцены, и рассказ о трагедии гражданского населения, и — самое главное — глубочайший духовный подтекст. Среди развалин укрываются от постоянного обстрела и мирные жители, каждый со своей историей и собственной драмой – женщина по имени Гити с дочкой; пожилой Инженер, переживающий о страданиях своих питомиц-кошек больше, чем о себе самом; священнослужители… В основную линию повествования вплетаются упреки, сетования, риторические вопросы и пронзительные рассуждения о сущности войны, горе и надежда на спасение. «Инженер! Идите впереди, показывайте дорогу. Вы, — я повернулся к Гити, — берите девочку и идите за ним! Инженер, с миской и двумя фонарями в ней, двинулся в путь. За ним — пушистая кошка, а за ней — Гити с дочкой… Замыкающим пошел я сам».

Но вот у противника появляется преимущество — суперсовременный радар, который способен мгновенно засечь любое орудие, что делает положение обороняющихся почти безнадежным. «…и вот прямо в точке окопа бесшумно развернулась полоска взрыва, и полетели красного цвета осколки… наши предположения, к сожалению или к счастью, оказались верны: Машина страшного суда существовала. Первый же выстрел врага накрыл цель совершенно точно…». Теперь самым главным для героя становится вопрос – можно ли сбить с толку эту машину? И как это осуществить – через смертельные угрозы войны и кажущиеся такими ничтожными на ее фоне, но порой почти непреодолимые человеческие противоречия… «Инженер! Наденьте эту каску, пожалуйста! — Зачем? – Этой ночью мне нужна ваша помощь! – Для ведения боя? – Может быть, для шахматной партии! Называйте это, как хотите, только, пожалуйста, сядьте здесь за бинокль и при каждом вражеском выстреле сообщайте мне сведения».

Роман «Шахматы с Машиной страшного суда» не только многократно переиздан в Иране, но и переведен на многие языки в Европе, где был награжден рядом литературных премий. В скором времени писатель Хабиб Ахмад-заде приедет в Россию, чтобы лично представить первое русскоязычное издание романа нашим читателям.

оживленное пространство

Елена Шторм. Оживлённое пространство

Роман, сюжет которого построен вокруг обретения своего истинного «я» и той жизни, которую действительно надлежит прожить, начинается как история рекламного эксперимента. Талантливый дизайнер Сергей получает предложение прожить два года в алтайской глуши, общаясь только с клиентами и непосредственным руководством. И демонстрируя перед веб-камерами свое творческое вдохновение на фоне первозданной природы. Рекламная составляющая не особо удалась, но Сергей прожил на Алтае в уединении целых три года, написав за это время несколько книг. Они даже были изданы – под псевдонимом, и только на обратном пути автор узнал, сколь популярны его произведения: уже существует обширное сообщество почитателей Ника и даже несколько эзотерических школ, где преподают его учение.

Поначалу Сергея это изрядно веселит, но вот он видит на сайте Ника среди прочих поклонников необычайную красавицу. Ради знакомства с ней он требует от издателя признания своих прав и доступа на сайт. А потом сам организует мистический эксперимент — поездку в легендарный перуанский город Мачу-Пикчу. Вот только запланированная им романтическая идиллия с прекрасной незнакомкой оборачивается чередой потрясений. «Серёга снова по какой-то трагической несправедливости попал в реальность, которую он так не любил и из которой всегда старался убежать – реальность безысходности, бессмысленности и никчёмности собственного существования. Почему он попал в неё, Серёге было непонятно, зато он теперь на сто процентов находился в ней – в этом сомнений у него уже не было никаких. И поэтому он отчаянно пытался найти хоть какой-нибудь выход…Серёгины старые друзья теперь стали людьми из другого мира. Из мира, в который Серёге почему-то тоже не хотелось возвращаться. По всей вероятности необходимо было идти вперёд – в неизвестность, но куда конкретно?». Только истинная любовь способна указать путь из лабиринта иллюзий.

врата царства

Дмитрий Щедровицкий. Врата Царства

Новая книга видного ученого, философа, библеиста и культуролога, посвящена понятию «Царства Божьего» — одному из важнейших в притчах Иисуса. «Образ врат, ведущих в высший мир, дошел до нас с древнейших времен. Он встречается в литературе и живописи Шумера и Аккада, Древнего Египта… Известен он и средневековым иконописцам: на многих византийских, древнерусских, армянских и других иконах, фресках, книжных миниатюрах изображен апостол Петр, который ключом, врученным ему самим Иисусом (см. Матф. 16, 18-19), отворяет врата и вводит праведников в рай… Что же за этими вратами?».

Автор подробно анализирует все притчи, в которых присутствует этот ключевой образ, отмечая, что он используется «в четырех смыслах» — для обозначения всего мира, как такового; совокупности заповедей; представления о мире горнем. «Теперь скажем о третьем значении выражения «Царство Божье». Задолго до времен Иисуса существовали представления об особом Царстве Божьем (Небесном) как высшем мире ангелов и духов, куда получают доступ души праведников по окончании их земной жизни… На «горе Господней» — в светлом духовном мире – расположен «град Божий» — Вышний Иерусалим, представления о котором одинаковы в Новом Завете и в Агаде (легендарно-повествовательной части Талмуда)». С особым вниманием рассматривается четвертое значение – «представление о «Царстве» как о процессе внутреннего возрастания», совершенствования человеческого духа. Столь же всесторонне автор анализирует и сопутствующие понятия – пиршество, «венец правды», «чистая река воды жизни», белые одежды праведников.