Павел Кузенков. Христианские хронологические системы

Книга Христианские хронологические системы. История летосчисления в святоотеческой и восточнохристианской традиции III-XV веков посвящена подробному и обстоятельному рассказу о системах летоисчисления, бытовавших в давние времена и существующих поныне. «Для изучения древних календарей и систем счета времени пришлось поднять большой комплекс источников — от хроник до богословских трактатов. Причем не только на языках Библии и античной культуры — древнееврейском, греческом и латинском, но и на языках региональных — армянском, грузинском, сирийском, арабском, славянском. Дело в том, именно на окраинах лучше всего сохранились самые архаичные, ранние варианты пасхалий и христианских эр».

Активная разработка хронологических систем — и календарей, и эр — началась именно с началом христианской эпохи, в первые века «нашей» эры. До этого даже в пределах одной Римской империи существовало великое множество локальных традиций счета времени. Свои календари были едва ли не в каждом крупном городе. Это было отражением той политической и культурной мозаики, которую представлял собой Античный мир. «Уже в ранней античности получили развитие два типа хронологических систем. В исторических сочинениях господствовала «династическая», или «генеалогическая» хронология, основанная на перечнях разного рода правителей, с тенденцией возводить начало первых династий к баснословно далеким эпохам и мифическим персонажам. В то же время в астрономии, нуждавшейся в упорядоченной системе счета времени, получили распространение эры – более или менее строгие хронологические шкалы, привязанные к историческим событиям (вроде «Канона царей» Клавдия Птолемея)».

На подчиненных римлянами территориях постепенно вводилось единообразие — в частности, вошел в обиход юлианский календарь. Но только с победой христианства этот процесс принял системный характер. «Христианство глобально, оно не признаёт ни политических, ни этнических, ни каких-либо иных границ, рассматривая всех людей как братьев, равно любимых Богом. Одним из следствия этой идеи стало стремление разработать единый календарь и единую эру». Универсальным христианским календарём стала пасхалия, которая связала юлианские даты с лунными фазами и днями недели.