Милитариум: антология. Составители Алекс Громов, Глеб Гусаков

В яркой и многоплановой антологии фантастических повестей и рассказов рассматривается тема Первой мировой войны и ее влияния на все человечество, на весь ход последующей истории. Авторы произведений, включенных в антологию, анализируют разные аспекты технического развития, человеческой психологии, исторических закономерностей и случайностей… Открывающая книга повесть «Плечом к плечу» разворачивает перед читателем подробную картину мира в последние дни перед Великой войной и тех перемен, которые начались после выстрелов в Сараево. «Это небывалая война, — произнес гость. – Все, что раньше было само собой разумеющимся, скоро будет забыто. Нет больше войны по правилам, с красивыми пехотными каре, знаменами, раззолоченными мундирами. Мои офицеры еще не поняли это, да я и сам не до конца понимаю. Но это так. Все, что раньше годилось только для войны с туземцами в колониях, теперь через считанные дни станет допустимо и в Европе». И вот уже те, кто шагнул в окопы Первой мировой прямо из деревенских сказок и древних легенд, предстают последними воплощениями здравого смысла на фоне безумия, охватившего человечество.

Особо отметить также можно и рассказ К. Сарсеновой «Ангел во плоти», раскрывающий мистическую связь между сербским королем Александром, убитым заговорщиками задолго до роковых событий лета 1914 года, злосчастным эрцгерцогом Фердинандом, британским премьером Ллойд-Джорджем и еще не вышедшим в тот момент на первые роли в мировой политике Уинстоном Черчиллем. «Война – условие твоего нового воплощения. Война внутренняя, с иной душой и самим собой, и внешняя, с нападающим на тебя злом. Остановить его, сдержать его разрушительную силу в себе и вовне – твоя приоритетная задача. И помни: никогда не принимай на веру однозначность зла или добра. Соблазн чаще всего кроется в черно-белом восприятии людей и мира…»

Рассказ Тимура Алиева «Кинжал» — впечатляющая история о бесстрашии, верности традициям и чести воина, молодого горца из далекого села. В его неравном противостоянии и смертельном поединке сначала с кровным врагом, а потом и с целой армией иностранных наемников, нет ничего фантастического, с такой же страстью и отвагой бросались в бой реальные соплеменники героя. Но кроме личного мужества дан юноше кинжал, в котором заключен дух его рода, память предков, переходящая от отца к сыну, и этот клинок сопровождает его от первой победы до самого конца: «Не просто солдаты двух армий сошлись сейчас в противоборстве на тесной улочке старинного города посреди карпатских гор. Нет, две истории, два древних рода столкнулись между собой…». Он об этом знал и не отступил, несмотря на предчувствие кинжала, бросив вызов самому сильному и равному врагу.