Елена Степанян. Судьба грамотея

судьба грамотея

В книге представлены все грани таланта автора – известного драматурга, поэта, автора прозаических и публицистических произведений. В критическом эссе «О Михаиле Булгакове и „собачьем сердце“» подробно и часто с неожиданного ракурса анализируется одно из самых знаменитых произведений отечественной литературы. До недавнего времени было принято практически безоговорочно воспринимать профессора Преображенского как эталонного интеллигента и ученого, находящего в себе мужество противостоять представителям революционной стихии.

Вот только подобный подход, по мнению Елены Степанян, далек и от реалий, которые просматриваются в тексте, и от авторского замысла. Безупречность Преображенского – иллюзия, очевидный признак упрощенного восприятия повести. «Нет, читатель, как ты ни отнекивайся, как ни ссылайся на профессора Мечникова, душа у тебя всё-таки есть… Не зря же, раскрыв «Собачье сердце», ты сразу находишь, к кому прилепиться душой — вот он, герой, учёный, бесстрашный преобразователь природы. Его, Филиппа Преображенского, полюбишь ты как самого себя, и умилишься всем, что ему мило, и возненавидишь всё, что ему враждебно, что мешает его победоносному движению вперёд. Но знай, читатель, не будет тебе в этой любви счастья… Чтобы убедиться в этом, надо перечитать «Собачье сердце», перечитать очень внимательно… ибо написано оно автором, который хорошо знает, что за каждое слово предстоит держать ответ, и поэтому не позволяет себе ничего не значащих, случайных слов».

При ближайшем рассмотрении и знакомстве с особенностями эпохи становится ясно, что фантасмагория с превращениями опирается на тогдашнюю научную моду. В начале ХХ века была широко распространена теория, что пересадка обезьяньих желез внутренней секреции человеку не только возможна, но и позволяет омолодить организм. И эту гипотезу усердно проверяли на практике. Именно этими шарлатанскими операциями и занимается профессор Преображенский, а его пациенты – представители власти и те, кто даже в тяжелые послереволюционные годы имеет доступ к материальным благам. Поэтому у него и стол накрыт как при царе. И он может позволить себя разговаривать с персонажами вроде Швондера…

В книгу также включены документальный рассказ-воспоминание «Елизавета Сергеевна, человек Божий», историко-­социальный памфлет «Судьба грамотея»,  стихи и интервью с Еленой Степанян.