Династия генералов Шварцкопфов в Иране

Когда во Второй мировой войны шла подготовительная работа к запуску поставок по ленд-лизу в СССР оружия, боеприпасов и продовольствия через «Персидский коридор», в Тегеран прибыли не только американские железнодорожники, но и группы американских врачей и советников. Обеспечением поддержания дисциплины в иранской полиции занялся занимавший ранее пост начальника полиции штата Нью-Джерси полковник Герман Норман Шварцкопф-старший, который вошел в историю криминалистики, расследуя громкое дело о похищении сына всемирно известного летчика Чарльза Линдберга. Потом Шварцкопф-старший был вынужден уйти с полицейской службы, не поладив с губернатором штата. Какое-то время он вел радиопрограмму «Gang Busters», посвященную знаменитым преступлениям. В начале Второй мировой войны Шварцкопф вернулся на военную службу. Был направлен в Иран, чтобы помочь реформировать полицию.

Норман Шварцкопф-старший

Норман Шварцкопф-старший

Идею обновления иранской полиции во время Второй мировой войны поддерживали не только представители союзников, но и Мохаммад Вали Мирза Фарман Фармаян, иранский государственный деятель, происходивший из рода Каджаров (он был правнуком принца Аббаса Мирзы, сына Фетх Али Шаха). Мохаммад Вали Мирза, уроженец Иранского Азербайджана, был, среди прочего, известен тем, что в конце Первой мировой войны отправился из Ирана в Россию пешком через горы, переодевшись нищим. Но был схвачен подчиненными майора Рафаэля де Ногалеса Мендеса, венесуэльца, служившего в турецкой армии. Каджарского принца едва не расстреляли как шпиона, однако странный нищий блестяще говорил по-французски, что заставило Ногалеса поверить – перед ним человек благородного происхождения. Впоследствии они подружились, и Ногалес описал эту историю в своих мемуарах. Его книга стала одним из свидетельств геноцида армян в Османской империи, поскольку Ногалес лично оказался свидетелем расправы в Ване и тщетно пытался остановить погромы.

В 1946 году к Шварцкопфу в Тегеран приехала его семья, в том числе 12-летний сын Норман Шварцкопф-младший, в будущем – командующий операцией «Буря в пустыне». Юный Норман в Иране научился стрелять и ездить верхом, заинтересовался восточной культурой и вживую соприкоснулся с местным менталитетом. Это было одним из факторов, которые помогли ему потом при планировании «Бури в пустыне».